аватар
@rumka2

Андрюхин Рувим Фёдорович

0 Рейтинг
0 Публикаций
0 Учеников

ВИФАНИЯ

Вифания

<p>Краткое описание истории Церкви г.Бельцы Молдова 1918 – 2008 Юбилей – 90 лет! Есть замечательное пение, которое мы зачастую исполняя, не задумываемся над смыслом и значением этих слов: «Если в бурях жизни дух твой удручён, тучами унынья путь твой омрачён, вспомни, сколько милости Господь явил, удивляться будешь, что Он совершил». Да! Действительно, Бог может излить на нас потоки горя, но Он же и освежит нас милостью Своей. Псалмопевец Давид в псалме 43:9 говорит следующее: «О Боге похвалимся каждый день, и имя Твоё будем прославлять вовек». Желание моего сердца также похвалится моим Господом и прославить Его вовек, потому что Он этого достоин в моей жизни. Несомненно, то, что произошло, было по воле Божьей, согласно слов: «Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе» - Мтф. 6:10 Итак, такова воля Божия была в тот страшный год 1947-го. В этом году не выпало единой капли небесной влаги, к тому же этот год постигло, особенно Бессарабию сильное землетрясение. Умолчать об этом, о чём я знаю из рассказов моих родителей: Григория Ивановича и Ольги Ефимовны Сорочан – я не могу, поэтому излагаю, КАК ЭТО БЫЛО! Год 2002 – лично для меня, особенный год, потому что прошло 55 лет с того страшного 1947 года. Он особенный еще и потому, что мне, как хорошо сформировавшейся христианке, Бог позволил остаться в живых и писать эти строки, которые являются, как историческое достояние, благодаря моим прекрасным родителям, которые прошли совсем не легким христианским путем, за что я им очень благодарна. Каждый год, отмечая праздник жатвы и собирания земных плодов – не все отчётливо понимают безмерную милость Божию к каждому из нас. Человек, живущий на земле, знает, что посеянное семя обязательно должно взойти – это закон природы. Но стоит вопрос: «Кто за этим стоит?» «Кто управляет?» «Кто поливает?» «Кто взращивает?» К примеру, в этом 2002 году, многие земледельцы заволновались, когда с самого начала интенсивного роста семени, практически не было дождя. «Пропадают посевы – пропадёт всё!» - так поговаривали люди. Священники выходили на поля, совершая службы. В протестантских церквах также совершались ходатайственные молитвы о ниспослании дождя на иссохшую землю. Население стало скупать впрок муку, крупы и прочие продукты питания. И тут мне вспомнилась жизненная ситуация, о которой я не могу умолчать. Но прежде я хочу отметить, что 2002 год по милости, причём великой милости, был благословенным годом урожая! Посещая церкви в дни праздника жатвы, я не могла без слёз благодарности благодарить Господа за обилие красивых и сочных плодов, овощей и вкусных караваев хлеба. Слава моему Великому и Всемогущему Богу, Которым я, действительно хвалюсь и прославляю Его! Итак! 1947 год. В этом году я родилась и благодарю Господа, что мой зародыш, как плод не был уничтожен: он был полит особенной влагой Господней, которой я питаюсь и до сего дня. Многих, таких как я, в то время съедали, потому что голод совершал свое дело. Была съедена вся трава, которая оставалась уже иссохшей. Всё было съедено. Люди пухли от голода и поголовно умирали. Тогда мой отец работал ответственным пастором в с. Пеления и регентом в церкви г. Бельцы. Работая впроголодь мастером строительного объекта на железной дороге, он на 2-х колесном транспорте, а это был лучший и надежный друг – велосипед, на котором он успевал и там и тут. Приезжая на спевку хора, папа заботился, чтобы каждому хористу, перед началом спевки дать пожевать по маленькому кусочку макуха – это жмых от семечек, который по заданию папы приносил друг детства и прекрасный контр-бас – Лёня Кулюк, брат которого Евгений Кулюк тогда работал на сахарном заводе нормировщиком. Я представляю, с какими трудностями встречались эти два родных брата, чтобы одному это выпросить у начальства, а другому приносить, чтобы дать хоть какую-то подпитку изголодавшимся хористам. И Бог совершал чуда! Иногда перепадало даже по кусочку кускового сахара. В то время выдавались карточки на получение хлеба, который был вперемешку с отрубями и крупой, но так как норма этого хлеба была мизерной – люди голодали по-настоящему. В нашей семье был такой случай, когда моего отца, как главного кормилица лишили карточки на хлеб из-за того, что он отказался работать на КГБ. Есть было нечего. А жили мои родители на территории молитвенного дома, в доме, который стоит, и по сей день – тогда он назывался «районный дом», потому что многие приезжие братья останавливались на ночлег. До 1947 года были организованны И.В. Сорочан библейские курсы, а также братом Белоусовым – регентские курсы. В это время моя бабушка – Ирина Ивановна Волкова (мать моей мамы), работала поваром при Доме молитвы. На кормление братьев-курсантов многие церкви Бессарабии жертвовали всё, чем Бог их побуждал. Видимо ранее был пожертвован молодой телёнок, и от него осталась шкура. Примечание: будучи взрослой, я помню, что моя бабушка была очень практичной и экономной женщиной, что пригодилось и мне, уже с достаточным опытом хозяйки. Итак, эту шкуру бабушка тогда не выбросила, а подвесила на чердаке, где она сохранилась до этого рокового дня и, в то же время, счастливого дня. Я поражаюсь находчивостью этой женщины, которая вспоминает, что еще есть выход, чтобы не умереть с голоду и выйти из кризиса… Бабушка Ирина берет эту шкуру, вымачивает её три дня, затем соскабливает волосяной покров, опять вымачивает уже в подсоленной воде, чистит добела и варит на медленном огне! Вся процедура заняла около недели. А варила она так называемый «холодец» в большом казане, на печке, установленной во дворе молитвенного дома, где ранее она готовила еду для братьев-курсантов. Только вода и соль были ингредиентами этого блюда. Когда эта шкура набухла на какие-то миллиметры, бабушка разрезала на мелкие кусочки, разложив в тарелки и, залила тонким слоем этой жидкости. Необходимо отметить, что это было самое-самое вкусное лакомство в период настоящего голода. Помнится также из рассказов моей мамы, Ольги Ефимовны, что из-за большой любви к своим детям, жене и близким – папа отказывался есть, отдав предпочтение более слабым. Я не знаю, какая выносливость, и сильный характер моего отца была в тот момент, чтобы отказываться от еды. Может быть, им двигало в тот момент чувство ответственности, как главы семьи, который лишился главного – прокормить семью. Или же он вспомнил чудесный стих из Библии, которую очень хорошо знал и любил: «Сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой» Псалом 101: 5-6. А может быть – этот стих в тот момент подкреплял: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» Фил. 4:13. Да! Всё это мои догадки и предположения, но я точно знаю, что именно Господь давал моему отцу эту мужественную силу преодолеть свои желания и дать преимущество своим ближним и любимым. Вот так было 55 лет тому…, история, которую я буду помнить до конца своих дней. А в назидании настоящему и последующему поколению, хотелось бы, чтобы в полной мере все живущее на земле оценили милость Божью и, каждый прожитый день вспоминали, считали, сколько милости Господь проявил к свои детям, как в самом начале этого очерка эпиграфом, которого написаны слова замечательного пения: «Если в бурях жизни путь дух твой удручен, тучами унынья путь твой омрачен, вспомни, сколько милости Господь явил, удивляться будешь, что Он совершил». Помоги нам Господи, чтить и ценить Твою милость к нам, жителям третьего тысячелетия. В продолжении данной истории я начну с замечательных слов, которые записаны в 1 Петра 5:10 «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». Ранее было описано, что церковь Христова г. Бельцы пережила неисчислимые страдания, потери, в связи с войной, а также преследованиями на верующих и, вместе с тем, церковь устояла. Но впереди ожидало очередное испытание. За период 1946-1956 г. Господь допустил время переплавки. По неизвестным на то время причинам, брат Сорочан Иван Васильевич был принудительно освобожден от уполномочий пресвитера, о чём свидетельствует подлинный документ (заявление). Вместо него был «назначен», да, именно «назначен» Даниил Брузинский, малограмотный и, как позже выяснилось, невозрожденный человек. Старшим пресвитером по Молдавии в то время был Флор Романович Астахов, который был работником КГБ. На снимке: Аморарица, Астахов, Сорочан Исключенные братья и сестры собирались для молитвы в доме Захария Гречко За 10-тилетний период руководства пресвитером Даниилом Брузинским, церковь терпела несправедливость, который преднамеренно сделал раскол в церкви. Весь пресвитерско-братский совет и большинство членов церкви были отлучены, потому что не соглашались с диктаторским управлением настоящего руководящего. И вместе с тем, они не теряли надежды в том, что: «Господь судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш: Он спасёт нас!» - вот этим прекрасным обетованием и руководствовались те, что стоял за правду и справедливость. Исаия 33:22 Очень важно отметить, что за этот 10-тилетний период тяжелого испытания церковью, она всё-таки трудилась в согласии, единстве и любви, пребывая постоянно в молитве, чтобы Господь или вразумил или освободил от этого искушения. Об этом свидетельствует фотография. На снимке: Блазинский Д.И, Иванов И.Г., Слободчиков И.Т., Сорочан Г.И. Церковь терпеливо ждала ответа от Господа, помня слова «Время всякой вещи под небом». И это время пришло, когда Бог удалил негодного от церкви. Так как церковь нуждалась в поддержке, временно был руководящим Слабодчиков Иван Тимофеевич, потом Попович Кузьма Георгиевич, об этом свидетельствуют фотографии. Когда был приглашен из Москвы председатель Союза ЕХБ брат Иванов Илья Григорьевич, чтобы разобраться с создавшейся ситуацией в церкви и на членском собрании опять был поставлен вопрос о восстановлении брата Сорочан Ивана Васильевича быть руководящим, то он ответил местом из Писания: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; а всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Этим местом из Священного писания он дал понять, что в дальнейшем он будет работать с ещё больше усердием, что он и делал. Его решительному ответу импонирует данное четверостишие: «Даст ли мне Он испытанье, Всё во благо для меня, Не смутит меня страданье, Знаю, любит Он меня». В это время, время тяжёлых испытаний как для моего отца, а также для меня, Господь одарил способностью написать ноты на стих Иоанна 17:21 «Да будут все едино». По приезду брата Иванова, собралась вся церковь, даже вернулись те, кто ушли из-за несправедливого руководства Даниила Брузинского. Был назначен пост и молитва на одно из воскресений, утреннее служение, которое было особенным. Илья Григорьевич под воздействием Святого Духа сказал очень назидательную проповедь на тему: «Мир и единство». Я был удивлён, ведь мы не сговаривались. За сотни километров соединил Господь то, что в это незабываемое воскресенье стало одним целым. Теперь я понимаю, что и это было проведением Божиим, когда я написал ноты и выучил хор. Ноты прилагаются. ************ ноты псалмы «Да будут все едино» Это было особое служение, когда вся церковь была склоненной на коленях и, когда Илья Григорьевич призвал к молитве, всё собрание рыдало, раскаиваясь в том, что враг нашёл место в сердцах некоторых, кто сделал это дьявольское, никому ненужное из детей Божьих, дело. Когда были вознесены многие молитвы … я тихонько задал тон хористам в исполнение гимна «Да будут все едины». По моему жесту, хор очень тихо начал исполнять это прекрасное произведение, также стоя на коленях. Это была кульминация всего того, что происходило: два раза хор исполнил очень тихо, затем третий раз громко и, концовка – очень тихо. Я практически не руководил, но хористы читали мое выражение лица, передававшие моё душевное переживание, которое особым образом передавалось всем, кто присутствовал в зале. Была пауза, довольно долгая. Илья Григорьевич, из-за льющихся слёз не мог начать заключительную молитву. После окончания этого служения, Илья Григорьевич сказал мне: «Гришенька, мне показалось, что небо открылось, и Господь уже пришел за церковью, которая стала Единой». Надо отметить, что Иван Васильевич не оставлял церковь ни на одно мгновение. Он поддерживал членов церкви молитвой, оказывая моральную поддержку и, конечно, духовную. Спустя немного времени, единогласно был избран руководящим Юстин Кирилов, но он вскоре отошел в вечность. На его место был избран Ганчук Владимир Демьянович, который также отошел вскоре в вечность. С 1963 по 1965 годы избирается пресвитером Маланчук Сергей Кириллович, но в 1966 году он был избран пресвитерским совещанием на старшего пресвитера по Молдавии. На его место избирается молодой брат Цапков Пётр Родионович и помошник ему Гавазюк Ефим Георгиевич. Далее пошла благословенная цепочка вновь избранных пресвитеров, ими были: Маланчук Андрей Сергеевич Юрчак Иван Григорьеваич Тучак Иван Григорьевич Мунтяну Евгений Иванович Гелецки Валерий Александрович Падурарь Леонид Сергеевич Пысларь Валерий Васильевич Галан Пётр Иванович Маланчук Андрей Иосифович Сазыкин Василий Иосифович Из этой цепочки некоторые ушли в вечность, некоторые, уехали на другое место жительства, а некоторые трудятся во славу Господа в родной церкви. Слава Ему! Немаловажно отметить, что при всех тех испытаниях и переживаниях церковь росла в количественном отношении, обогащаясь духовно. Здание молитвенного дома реконструировалась два раза, потому что церковь росла количественно. Первая реконструкция была в 1946 году, вторая в 1956 году, об этом свидетельствуют фотографии. К 70-м годам здание молитвенного дома стало очень маленьким. К началу служения, как утром, так и вечером, особенно в воскресные дни, места занимали за 1 час, 1,5. Люди выстаивали по 2 часа с лишним на ногах, меняя друг друга по моложе возрастом. Наряду с этим, необходимо отметить, что всегда в церкви г. Бельцы было много молодежи. С самого начала создания церкви, молодежь активно включалась в духовную работу. Первый молодежный кружок был организован сестрой Колибаба Анной Васильевной и позже Евгением Петровичем Журенко, об этом свидетельствуют фотографии. На снимке: в центре Сергей Ротт, Анна Колибаба, Евгений Журенко 1940 год. Затем Лидией Ивановной Калдэрарь, которая приехала из длительного тюремного заключения, сплотив молодежь, руководителем которой был Михаил Фёдорович Мокан. Позже стал Владимир Андреевич Шерепитко, которому помогала Маланчук Любовь Сергеевна. В 70-е годы руководителем молодежи был Николай Григорьевич Малай, затем Гладыш Вячеслав, после Сандин Михаил, Маланчук Андрей, Анатолий Сливка и др. Считаю, что необходимо знать для настоящего и будущего поколений тот исторический факт, что вот так, свободно, как сегодня, молодежь 50-х, 60-х годов не могла собираться для общений. Было такое время, когда детей всех возрастов не разрешали брать с собой на служения. Был сфабрикован такой документ, называемый языком того времени «циркуляр», где черным по белому было написано : «при посещении детьми церковных богослужений, будут привлечены к ответственности руководители церквей, а родители будут лишены родительских прав». И здесь надо признать, что церковь г. Бельцы такому указу не подчинялась. Дети нашей церкви всё-таки посещали богослужения вместе с родителями. Мне, как доверенному лицу, церковь поручила поехать в Москву с официальным письмом о произволе местных властей и уполномоченного по делам религии. При этом церковь усердно молилась за тех, кто хотел отнять будущее нашей церкви. Преследования и гонения на всех христиан продолжались. Дети верующих родителей были унижены в школах, оценки занижались, мотивируя тем, что таким «отпрыскам не место в высших учебных заведениях, учиться им не надо». И, действительно, дети н
1