Как ни крутите, но большинство аварий случаются именно из-за высокой надежности тормозов. Парадокс. Быстрое торможение машины приводит к блокировке колес и потери сцепления с дорожным покрытием. Машина все равно не сбавляет скорости, а вы теряете контроль над управлением.
Профессионал в таких ситуациях будет тормозить импульсно, контролируя давление на педаль тормоза так, чтобы сохранить наибольшее сцепление колес с асфальтом и не допустить срыва машины в занос. Однако не все водители обладают достаточным опытом, чтобы правильно оценить ситуацию, и мало кто обладают самообладанием и необходимым опытом, чтобы мгновенно реагировать на изменение обстановки на дороге подобающим образом.
Отсюда увеличение аварийной обстановки на дорогах и законное желание конструкторов приставить к тормозам «ревизора», независимого от водителя, способного поправлять ошибки вождения, а водителю помочь в управлении машиной в любых условиях движения.
Антиблокировочная система содержит в схеме три основных элемента: электронную панель управления, гидравлическую панель и датчики, определяющие скорость колес. Как только вы включаете зажигание, и машина набирает некоторую скорость, АВС приводится в рабочее состояние.
При торможении на автомобиле, оснащенном антиблокировкой тормозов, возможна блокировка колес только на короткое время. Черных полос от торможения на асфальте вы не увидите.
На автомобилях, оснащенных АБС тормозить легче. Даже при резком торможении контроль над управлением сохраняется.Это существенный плюс. Можно с уверенностью сказать, что АБС является лучшим автомобильным изобретением. Но не стоит думать, что тормозной путь с АБС сокращается!
Основная заслуга АБС в том, что при неожиданном резком торможении автомобиль остаётся под контролем водителя.Для резкого торможения машины достаточно просто быстро надавить на тормоза всё остальное управление автомобилем возьмет в свои «руки» АБС.
Почему надо именно резко ударить по тормозам?
Включение в работу АБС происходит только на грани блокировки колес. Поэтому, «нежное» обращение с тормозом здесь уже не подходит.Более того, излишне осторожное торможение может даже навредить, так как будет совершаться без участия системы, а значит, автомобиль пойдет в занос.
Когда водитель сильнее надавит на тормоза, АБС включится, и вы снова контролируете положение автомобиля на дороге. Современные АБС настроены, работать «без посторонней помощи», без применения тормозного момента двигателя. Для объезда неожиданно, появившегося препятствия на скользкой дороге в режиме резкого торможения рекомендуется сцепление выжимать.
Давайте вспомним свои первые километры. Для остановки машины, которая двигается на первой передаче, обучаемый, должен сначала выжать сцепление, а уж потом, остановить машину торможением. Здесь есть одно из основных противоречий. Когда машина двигается на второй или на третьей передаче, порядок действий водителя прямо противоположный.
Сначала обучаемый должен надавить на тормоза, а когда машина будет ехать медленно – задействовать сцепление, чтобы при окончательной остановке двигатель не заглох. Ранее в школах не придавали этому большого значения. Главным было, чтобы при остановке автомобиль не дергался, а двигатель не глохнул!
Большинство водителей так и поступают: при резком торможении вначале выжимают сцепление. Если вы выжимаете одновременно сцепление и тормоза, вы тратите секунды, запаздывая с резким торможением. Эти потерянные секунды стоят довольно дорого.
Поэтому надо твердо помнить: сначала задействуем сцепление, затем тормоз – для езды с небольшой скоростью. Во всех других ситуациях поступаем наоборот: сначала задействуем тормоз, а затем, когда автомобиль почти остановился, наступает очередь поработать сцеплению.
Если вам предстоит экстренное торможение, грубейшей ошибкой будет считаться выжать сначала сцепление. На машине, оснащённой АБС при резком торможении, следует давить на педаль тормоза одновременно со сцеплением. Только так и не иначе. Работа колесных датчиков основана на принципе электромагнитной индукции. Когда колесо вращается, то мимо датчика мелькают зубья специального ротора, которые в обмотке датчика возбуждают электрический импульс.
Частота этих импульсов пропорциональна числу зубцов и угловой скорости, которое имеет колесо. Как только колесо блокируется, датчик посылает импульс в электронный блок. В электронном блоке обрабатываются импульсы от всех датчиков, и отдается команда электромагнитным клапанам гидравлической панели.
Гидравлическая панель установлена в тормозной системе после основного тормозного цилиндра, а ее клапаны контролируют давление жидкости в тормозной магистрали. Если заблокированное тормозом колесо начало заносить, клапаны гидравлической панели снижают или временно перекрывают поток жидкости к главному тормозному цилиндру.
Иногда этого бывает недостаточно, чтобы разблокировать колесо, и тогда клапан перенаправит поток тормозной жидкости в магистраль сброса, и давление упадет в тормозном цилиндре. Если колесо начнет вращаться, и когда оно достигнет определенной угловой скорости, электроника ABS посылает сигнал на открытие клапанов, и давление жидкости снова появляется на тормозном механизме.
Растормаживание и торможение колеса будут происходить циклически. Работа АБС в этот миг сопровождается сильной вибрацией педали тормоза. Когда исчезнет угроза блокирования колес, исчезнет и вибрация на педали тормоза. Практика и опят показали, что тормозной путь машины на скользком покрытии, оснащенной ABS, будет на 15% короче, чем у обычной машины. Кроме того, ресурс протектора шин при применении ABS повышается на 5-7%.
Удачи Вам на дороге!