Басовые усилители (моноблоки)

Басовые усилители: «динозавры» или перспективное направление в car audio?



Тугая сила звука, сотрясающая грудь будто изнутри? Ритмично ходуном ходящий корпус автомобиля? Взрывная энергия музыки, пробуждающая энергию тела? Это он, его величество Бас!

Низкочастотный диапазон звучания – порядка 20-150Гц. В современной музыке он присутствует весьма насыщенно, но... из-за технических характеристик звуковоспроизводящей аппаратуры порой подобен золотому песку, растворённому в кучах посторонней породы, и его ещё надобно достать и явить во всей красе. Подобно ситу золотодобытчика, меломану в добыче низких частот поможет специальный усилитель – басовый моноблок.


Басовый моноблок – название говорит само за себя. Увесистый плоский ящик, предназначеный выделять и усиливать низкие частоты (басы) из общей музыкальной картины. Таким образом, средненький плейер посредством подключения моноблока способен выдать такое звучание, что сотрясение воздуха будет ощущаться по всей округе. Ну, разве не прелесть?
 

Однако есть мнение, что басовые усилители, моноблоки - это анахронизм… Действительно ли их время проходит? Будут ли они неминуемо вытеснены новейшей аудиотехникой? Не будем торопиться с выводами.

В настоящее время предложение различных вариантов акустических автосистем достаточно велико. Современные сабвуферы предполагают большую мощность и высокое звуковое давление. Широко распространены разнообразные многоканальные автоусилители, которые используются, как правило, в комплекте с 2-мя колонками или сабвуфером. Но, как известно, нет предела совершенству. Отдельный усилитель басов, узкоспециализированный агрегат приличной мощности, никто отменять не собирается. Более того, любой настоящий знаток качественного автозвука согласится, что сабвуфер без басового усилителя – все равно, что брачная ночь без невесты (в активных сабвуферах усилитель встроен). Именно моноблок добавит желанной мощи, глубины и реализма вашей любимой музыке.

Конечно, можно с успехом использовать и двухканальный усилитель. Подключенный «мостом», он может дать свыше 300 Вт. мощности. Цифра внушительная, но как быть, если вы «гурман», и ваши запросы выше? Вот тут-то и настает «звездный час» басовых усилителей, главным преимуществом которых является большая выходная мощность. Кроме того, басовый усилитель способен работать на низкоомную нагрузку.

Одноканальные усилители сейчас выпускаются двух видов: класса AB и класса D. Разница между ними в значении КПД. Для усилителей класса AB оно составляет около 65% , для приборов класса D (импульсных) – до 85%.

Это означает, что импульсные усилители излучают меньше тепла, следовательно, отпадают заботы о вентиляции. Колоссальная выходная мощность таких усилителей счастливо соединяется с небольшими габаритами, что немаловажно при размещении в салоне авто.


Неотъемлемой частью моноблоков класса D являются также такие дополнительные функции, как подтональный фильтр (сабсоник) и, реже, плавный регулятор фазы. Не будут лишними линейные выходы, которых обычно бывает два, для подключения нагрузки с низким сопротивлением (около 1 Ом.).

Правда, пульсирующая сущность выходного сигнала в усилителях D-класса создает и некоторые проблемы в виде повышенного относительного уровня шумов и менее надежной защиты от перегрузок. Однако, стоит сразу заметить, что эти недостатки не принципиальны и на качестве воспроизведения басов практически не отражаются.

А в последнее время произошел вовсе новый поворот в судьбе одноканальников. Усилители новых типов возможно соединять друг с другом в режиме «моста». Согласитесь, это уже плохо вяжется с традиционным представлением о моделях такого рода. Видимо, перспективы у басовых усилителей есть, и нешуточные.

 

Осталось только назвать «героев» по именам. Лучшим среди басовых усилителей «обычного» класса AB является, пожалуй, усилитель Ivolga, лишь немного уступающий по мощности явным лидерам импульсного класса - Art Sound и Dragster, выполненным и экипированным таким образом, что вопросы здесь могут возникнуть только у явного привереды. Так что, рано, пожалуй, говорить о вытеснении многоканальниками басового одноканального усилителя.
 

В заключение хотелось бы привести краткий список достоинств и недостатков басовых усилителей.

Преимущества:

-Басы, мощные глубокие басы. Реальный Бас! Ватты и децибелы!

-Полноценная реализация возможностей плейера и сабвуфера.

-Эстетическое удовольствие от созерцания блестящего хайтековского изделия.

-Радость обладания довольно ценной вещью.

Недостатки (как водится, продолжения достоинств):

-Прожорливость, требовательность к источнику питания.

-Требуется квалитетный плейер и мощный сабвуфер, так как слабый может сгореть.

-Занимает место, требует отдельной установки, прокладки проводов, соединений.

-Лишний соблазн для воров и повод для беспокойства владельца.