Кадры решают все. Эта фраза знакома всем руководителям предприятий и многие из них убедились в бесспорной значимости и важности кадрового вопроса на собственном опыте. От рациональной укомплектованности подразделений, квалификации, опыта, исполнительности, честности руководителей и сотрудников зависит производительность, эффективность работы коллектива и вследствие всего результат деятельности предприятия.
Непосредственное участие в реализации кадровой стратегии, совместно со службой по работе с персоналом обязана принимать служба безопасности предприятия. Особое внимание следует уделить собеседованию с кандидатом при приеме, проверке предоставленной в резюме и анкете информации, обязательной проверке по месту жительства и предыдущему месту работы. При их проведении следует выяснить квалификационный уровень специалиста, честность и порядочность, склонность к конфликтам, сильные и слабые стороны характера, наличие или отсутствие фактов нарушения закона, трудовой дисциплины, материальное положение и соответствие его фактическому доходу, причины увольнения. При проведении проверок желательно получить характеристику кандидата не только от непосредственного руководителя, а и от подчиненных, коллег. Особое внимание следует уделить информации от лиц, с которыми проверяемый конфликтовал, соперничал, имел неприязненные отношения, а также напарника, приятелей, друзей. Информация должна быть разносторонней. По возможности и необходимости провести процедуру проверки на полиграфе (детекторе лжи). В комплексе с данными специалиста по подбору персонала, такая информация поможет руководителю в принятии правильного решения при приеме кандидата на вакантную должность.
Одним из ключевых направлений деятельности кадровой безопасности является сбор и анализ информации о действующих сотрудниках компании. Отдельное место в в данном вопросе занимают руководители и специалисты имеющие прямой или косвенный доступ к финансовым и другим материальным ресурсам, принимающие участие в закупках, осуществляющие сбыт продукции, формирующие пакет документов и принимающие решение о кредитовании, инвестициях. Любая информация о таких лицах, изменения в материальном положении, наличие долгов, финансовых проблем в семье, дорогих покупок и трат, ДТП с их участием, пристрастия к азартным играм, болезнь близких, семейные неурядицы и т. п. подлежат тщательной проверке и анализу. Проверка результатов их деятельности является эффективной профилактикой предотвращения возможных хищений и злоупотреблений, которые могут причинить существенный ущерб. При проведении служебных расследований по фактам недостач, хищений и других подобных ситуаций такая информация поможет определить круг подозреваемых и поможет в установлении причастных к данному происшествию. Для материально ответственных сотрудников (кассиров, экономистов, кладовщиков и т. д.) следует разработать инструкцию, требования правил сохранности и учета ценностей, отобразить их в должностных инструкциях, договорах индивидуальной либо коллективной материальной ответственности с постоянной периодичностью контролировать их исполнение.
Отдельное внимание следует уделить использованию технических средств в данном вопросе. Достаточно эффективным способом контроля работы отдельных сотрудников и коллектива является система видео наблюдения и допуска – контроля на предприятии. Она позволяет поддерживать дисциплину в офисе и производственных помещениях, контролировать технологический процесс, противодействует хищениям. При проведении служебных расследований воспроизведет реальную ситуацию. Использование алкотестера для определенных групп сотрудников дисциплинирует коллектив, позволяет избежать серьезных нарушений трудовой дисциплины, несчастных случаев на производстве. Использование полиграфа не дает 100% результата, но оказывает огромное психологическое воздействие на проверяемых, что безусловно помогает в выявлении лиц причастных к определенным фактам и обстоятельствам. Контрольно-измерительные приборы (электронные весы, обмерщики полей) необходимы для определения фактических точных данных при проведении проверок и позволяют выявлять приписки, недовесы и другие нарушения учета и отчетности. Контрольно-навигационное оборудование установленное на автомобилях позволяет контролировать маршрут, место нахождения, пробег, расход топлива автотранспортного средства.
Наиболее эффективным способом сбора данных необходимых для предотвращения нежелательных ситуаций, проведения служебных расследований является агентурная информация. Получение, которой возможно как от лиц предоставляющих её осознанно по различным причинам, так и в доверительных беседах с членами коллектива, клиентами, заказчиками, другими лицами. Для получения такой информации необходимо использование психологических методов, навыков оперативной работы, жизненного опыта. Следует помнить, что полученная таким образом информация требует проверки и подтверждения. Полезным так же является наблюдение за поведением сотрудников. Частые иногда скрытые встречи с подозрительными лицами, представителями контрагентов, конкурирующих фирм, проведение телефонных разговоров вне стен офиса и лишних свидетелей, интерес к информации, содержащей коммерческую тайну, паролям, режиму и методам охраны должны стать сигналом к более тщательной проверке данного сотрудника.
Самым не предвзятым, точным и неоспоримым способом получения информации о профессиональной компетенции сотрудника, его причастности к фактам причинения ущерба, хищения, припискам является изучение первичной, учетной, бухгалтерской документации. Проведение ревизии таких документов может осуществляться, как непосредственно специалистами службы безопасности, так и привлеченными сотрудниками предприятия или сторонних организаций.
Не мало важным фактором, влияющим на производительность, результативность трудового коллектива является атмосфера взаимоотношений среди сотрудников. Выявление сплетников, интриганов, скандалистов, лентяев, подстрекателей, лиц не довольных методами управления предприятия и т. п., определение профессиональных, инициативных, обладающих лидерскими качествами сотрудников так же является обязанностью сотрудников кадровой безопасности.
На основании анализа полученной вышеперечисленными методами информации, специалист, выполняющий функции кадровой безопасности составляет психологический портрет, с учетом профессиональных и личных качеств сотрудников. Определяет группы риска, информирует руководителя, использует данные факты при принятии определенных кадровых решений, назначений, проведении служебных расследований. Такая информация позволит руководителю предприятия произвести правильную расстановку кадров, более точно определить исполнителей для выполнения конкретных задач, избежать кадровых ошибок и финансовых потерь.
Таким образом, следует сделать вывод, что правильно выстроенная и отлаженная система обеспечения кадровой безопасности позволит сформировать эффективный, профессиональный, надежный коллектив, минимизировать риски ущерба, создать в коллективе теплую атмосферу, гарантировать твердую дисциплину, защитится от недобросовестной конкуренции, сохранить корпоративный дух компании.
20.04.2015 г. А. А. Петрушков