- Китай
- Сведения о стране
- История
Сегодня нами будет описан жизненный путь представителя династии Цинь - Ши-Хуанди. Основой идеологии этого государя, в отличие от других китайских правителей, было не конфуцианство, а учение фацзя: оно проповедовало, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов.
Ши-Хуанди ликвидировал сложившуюся феодальную систему, приказал сжечь все исторические и философские трактаты, как никто привлёк на принудительные работы население своего государства; именно при нём были унифицированы системы мер и весов, а также письменность.
Традиционно этот император считался жестоким тираном, который был беспощаден к своим подданным; тем не менее, современные исследования доказывают, что это не слишком справедливое мнение.
Основы государства
Колыбелью китайской цивилизации был бассейн Хуанхэ, Желтой реки. Первой исторической династией считается династия Инь (Шан), правившая в 1766-1122 гг. до н. э. Именно тогда возникли первые города-государства, были изобретены колесницы, созданы великолепные бронзовые изделия; этот период также положил начало изумительным традициям китайского фарфора.
Времена следующей династии - Чжоу (с 1027 по 256-221 гг. до н. э.) - стали эпохой развития китайской философии (возникли конфуцианство, даосизм и легизм), а также распространения железа; в это время возникает название «Поднебесная империя», позднее применявшееся для определения всего Китая.
Двоевластие
После 770 г. до н. э. угроза со стороны варварских племен на северных границах государства привела к ослаблению политической власти династии. На протяжении нескольких последующих веков фактически существовало двоевластие: правитель исполнял церемониальные и религиозные обязанности, а хозяевами в раздробленном государстве были правители наиболее влиятельных княжеств.
Однако упадок государства Чжоу продолжался: период 481-221 гг. до н. э. - т. н. Чжаньго - стал временем постоянных распрей, когда всё более самостоятельные царства пытались занять доминирующее положение и основать новую династию.
Цинь
В III ст. до н. э. преимущество начало завоевывать северо-западное государство Цинь, обладавшее централизованным государственным аппаратом и обществом, организованным по военному образцу. Именно здесь родился Ин Чжэн (ок. 259 - 210 или 209 до н. э.), властитель Цинь, а позже - первый император объединённого Китая. Люй Бувэя, который в своё время помог отцу Ин Чжэна занять трон; этот же человек фактически правил государством Цинь до тех пор, пока в 238 г. до н. э. новый правитель не достиг совершеннолетия.
Первый император
После объединения феодальных китайских государств в 221 г. Ин Чжэн принял титул Ши-Хуанди (Первого Императора) и провозгласил, что его династия будет править на протяжении 10 тысяч поколений; каждому из его наследников оставалось лишь добавлять к унаследованному титулу порядковый номер. В реальности род Цинь после смерти основателя просуществовал только 4 года.
Теперь трудно установить, о чём больше заботился Ши-Хуанди, занимаясь централизацией государства и преобразованием общества: о собственных интересах и благе будущей династии или о реализации социальных идеалов легистов. Его деятельность была направлена прежде всего на унификацию новообразованного государственного организма, а также на предотвращение разделения империи. Император Ши-Хуанди создал Великую Китайскую стену, соединив в одно целое существовавшие на то время укрепления на северной границе государства.
(0 голосов)