История мебели: мебельные стили и интерьеры со времен Древнего Египта до наших дней.

Древнейшие из известных нам образцов мебели – египетские ларцы из чёрного дерева с инкрустацией из малахита, слоновой кости и бирюзы. Их обломки были найдены в царских гробницах III века до нашей эры. В этих захоронениях также были найдены первые в истории человечества табуреты (в том числе и один складной). Эти табуреты были сделаны из дерева, ножки – из целой слоновой кости, выполнены в виде копыт животных. В Древнем Египте также были изобретены кровати и стулья.
Жёсткая и функциональная – такова первая мебель, созданная человеком. Сидеть на креслах, украшенных золотом и искусной резьбой, позволяли себе лишь фараоны.
Лари – подобие сундуков, использовавшихся как лежанки и как скамьи. Это изобретение непритязательных в быту древних греков.
В Древнем Риме мебель во дворцах и загородных резиденциях была, напротив, чересчур роскошна, позолочена, украшена цветной эмалью, инкрустациями, резьбой. Римляне, стремясь к роскоши, изготавливали столы с мозаичными столешницами и скамьи из цветного мрамора и бронзы. А для своих домов ремесленники Древнего Рима плели мебель из ивовых прутьев, удобную и дешевую.

С приходом классицизма в замках европейской знати появляется мягкая мебель. В это время во Франции строятся резиденции королей и знатных особ. Первоначально мебель для сиденья обтягивали тканью. Но когда одежда хозяев замков, привыкших к комфорту и роскоши, стала более тонкой и не такой тёплой, сидеть на жёстких стульях и диванах оказалось весьма неудобно. Мягкую мебель набивали шерстью или пухом, позднее для этих целей стали применять каучук, а в наше время – поролон и синтепон.

Помимо смены архитектурных стилей, на мебель всегда оказывала влияние культура той страны, в которой её производили. Франция – страна утончённой декоративной мебели. Мебель из Германии, прочная и украшенная скульптурной лепниной подчеркивает в первую очередь состоятельность своего хозяина. В Скандинавии при создании мебели традиционно уделяют особое внимание функциональности и практичности. Гордость англичан – оригинальный кабинетный стиль, носящий имя своего создателя мастера Т.Чиппендейла. Ему свойственна рациональность форм в сочетании с использованием благородного дерева и богатого декора. Подражание этому стилю в США принято называть колониальным стилем в мебели.
Развитие интерьерного дизайна на Востоке шло по особому, независимому от Европы, пути. Для восточного стиля характерна мебель, сплетённая из тростника или полосок кожи, а также мебель из тёмного, почти чёрного дерева. Ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые один в другой, маленькие столики – всё низкое, необычное на взгляд европейца.

В тоже время русские интерьеры никогда не были излишне пышными, даже если дело касалось царской резиденции – коттеджа в Петродворце. Светлое дерево и шелковая обивка мебели, высокие книжные шкафы и широкие письменные столы с матовыми абажурами настольных ламп в кабинетах, стеклянные дверцы буфетов ("горок") в столовой с фарфоровой посудой императорских заводов - всё функционально и безупречно с точки зрения стиля и чувства меры.

На сегодняшний день рынок мебельной индустрии способен удовлетворить потребности самых разных потребителей. Дизайнерская мысль не стоит на месте и торопится соответствовать всё новым требованиям, выдвигаемым ей самой жизнью. Так появились: мебель под аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны-трансформеры, в которых можно найти всё - от откидных столиков до массажёров и встроенных динамиков. Можно сказать, что в нашу эпоху бешеных скоростей, создание мебели, как ни странно, снова становится искусством.
Составитель статьи: Куранова Е.В.