Роспись акриловыми красками по дереву – это классическое народное ремесло, изделия такого рода весьма практичны, ими приятно пользоваться. Россия ранее славилась своими богатырями, связываю это с экологией, они ели «здоровую еду», предметы обихода были изготовлены из натурального материала, в основном из дерева (от простой кухонной утвари до мебели). В руках умелого мастера данный вид материал послушен и на глазах превращается в произведение искусства. Но любой умелец знает, что деревянные изделия не прослужат долго без предварительной обработки. Это было известно и нашим предкам, поэтому роспись по дереву получила такое широкое распространение, а со временем в народе выработались различные технологии этого ремесла.
Хохломская роспись.
О происхождении хохломской росписи существует не мало предположений, но в основном все они сводятся к тому, что придумали ее иконописцы.
Перед началом работы заготовки (баклуши) грунтуют глиной, сушат, затем покрывают олифой в несколько слоев. Нанесение олифы процесс ответственный, льняное масло должно быть распределено равномерно, для этого мастер втирает ее валиком сделанном из телячьей или овечьей кожи в несколько заходов. Если все сделать правильно, то уже готовое изделие будет прочным и прослужит долгое время. Последний слой подсушивают до тех пор, пока олифа перестанет пачкать кожу, при этом останется немного липкой.
Последний этапом перед нанесением росписи является лужение – втирание алюминиевой пудры, такая обработка позволит сохраниться росписи на долгие годы, изделие приобретает ровный серебристый цвет.
В хохломской росписи традиционны красный и черный цвета. Для получения черного используют сажу, для красного – киноварь.
Если с сажей все понятно, то киноварь – это минерал ртути, раньше его добывали в рудниках, сейчас же получают искусственным способом. Для оживления узора используют краски других цветов. Для нанесения тонких линий издавна было принято использовать кисти из беличьих хвостов, но в современном мире существует множество более гуманных аналогов для осуществления данных целей.
Техники нанесения росписи т.ж. различны. Например, при верховой росписи наносится сначала основная линия, а уже от нее разрисовываются завитки, ягодки, капельки и т.д.
При росписи под фон сначала отмечается контур, который затем заполняется. Используют и приготовленные штампы узоров.
После росписи изделие покрывают лаком в несколько слоев лаком и закаливают до образования медово – золотистого цвета.
Городецкая роспись.
Менее известна городецкая роспись, которая отличается своей содержательностью. Как и наскальные рисунки, городецкая роспись показывает нам как раньше жил простой народ, помимо этого такие изделия несли определенную символику, например, цветы означали здоровье, птица – счастье.
Техника городецкой росписи гораздо проще хохломской. Сначала заготовку грунтуют, после наносят подмалевку и завершают оживкой.
После грунтовки изделие приобретает характерный желтый цвет и служит фоном для рисунка.
Подмалевка – это закрашивание основных фигур плоскими кистями ( говоря проще, это тоже самое что закрашивать детские раскраски).
После помалевки художник заканчивает свою работу оживкой. Т.е. наносит завершающие штрихи, узоры. Для выполнения таких приемов понадобятся художественные кисти.