Что представляют собой современные наборы для вышивки? Первое, что бросается в глаза – это немалая их цена. Но если подумать, из чего такая стоимость может складываться, начинаешь понимать, что она вполне оправданна. Многие из таких наборов содержат жёсткую канву, на которую предварительно нанесён рисунок. Тут же можно увидеть нитки, отобранные по номерам. А заодно производитель постарается положить в комплект иглы, порой никуда не годные, так как их не закалили перед хромированием. Для полного комфорта – нитковдеватель, который тоже может оказаться низкого качества, и уже после того, как вы его десяток раз используете, у него может вывалиться проволочка. Реже в таких упаковках встречаются маленькие ножницы, но если же они есть, то их надо сразу же заточить, чтобы они хоть что-то резали.
В другом, «взрослом», варианте комплектации канва – девственно чистая, а рисунок отпечатан на листке типографским способом, тут же приложена инструкция, что и какими нитками вышивать. Вот образец готовой работы из такого набора. Её ценность составляет аккуратность вышивальщицы, точность соблюдения рисунка и... любовь к своей работе. А иначе как передаётся настроение?
Кропотливый труд, результатом которого стала эта картина, невозможно переоценить. Сложно даже и представить, что она состоит из мельчайших крестиков. И не каждой любительнице «крестиков» по карману купить такой набор, а тем более – раму к своему готовому шедевру. Только после того, как картина готова, обнаруживается, что в наборе была часть тех вещей, которые раз от раза покупать просто не обязательно. Они уже однажды были купилены, и они у вас есть и могут служить дальше. И это не только остатки ниток, это иглы, различные органайзеры, нитковдеватели и прочее. С одной стороны, из этого всего и складывается порой «неподъёмная» стоимость товара. С другой – наши мамы и бабушки как-то обходились без этого всего. Нитки у них хранились заплетёнными в косичку, и хватало их не на один шедевр. Кстати, тогда многие даже не сортировали нитки по номерам, цвет подбирали на глазок. И чем искуснее была вышивальщица, тем точнее у неё всё выходило с подбором нужного оттенка. И пусть таких красивых картин не получалось, но и орнаменты, и флористические мотивы, выполненные мастерицами прошлых веков, тоже заслуживают уважения.
Но самое главное, у них была большая свобода творчества, нежели у нас. Об этом можно судить хотя бы потому, что вышивали тогда на перчатках, матерчатых сумках, джинсовках, сарафанах, кошельках, подушках и покрывалах – на всём, чём угодно! Нередко приобреталась однотонная промышленная вещь и превращалась в шедевр благодаря умелым рукам вышивальщицы. Но что же позволяло работать на гладких тканях? Неужели надо было чертить на них сеточку карандашом?
Временная канва
В наши дни канва и основа под вышивку крестом – это одно и то же. А ещё полвека назад можно было видеть абсолютно нежёсткую канву, которую можно было приметать к гладкой ткани. Так и получалась сетка для вышивки. После того, как вышивать рисунок заканчивали, эту канву можно было вытянуть по одной ниточке из вышивки, если она была неплотной. На плотной вышивке достаточно было аккуратно обрезать торчащие нити канвы по контуру. Но ряд случаев позволял обходиться даже без такой вот временной канвы: сама ткань подсказывала шаг крестика.
Вафельное полотенце, вельвет, полотно и вязаные изделия
Самый простой способ получить ткань с разметкой – взять вафельное полотенце. Его фактура может использоваться вместо канвы. Раньше на таких полотенцах учились вышивать дети. Крестик получался крупным, размером с клеточку вафельной ткани.
Вельвет, конечно, имеет «разметку», идущую в одном направлении, и чтобы сделать её полной, можно расчертить ткань поперёк её фактуры. Но это оправданно только в случае большого рисунка. Когда надо получить небольшое изображение, размер крестика можно прикинуть на глаз. И чем больше опыта в вышивке, тем легче это сделать.
Иногда, конечно, случались сбои, и вот характерный пример. Хотя в целом орнамент смотрится интересно, выпукло, но если присмотреться, то можно заметить пару изъянов: один в правой вершине ромба, а второй – в левой части, ближе к центру нижней левой стороны. В первом случае – элементарный просчёт, во втором – попытка спрятать дефект ткани.
Что касается грубого полотна, то на нём особенно хорошо смотрится вышивка, вокруг которой остаётся много «воздуха». Отдельно выполняется рамка, если вышивается панно, сумка или подушка. Чтобы не применять канву на полотне, в качестве «разметки» под крестик берётся переплетение двух нитей по горизонтали с двумя – по вертикали. Этот вид вышивания – наиболее кропотливый, но смотрится особо шедеврально.
Вышивка по вязаным изделиям – куда проще. Можно принять за размер крестика одну петлю по горизонтали и две или одну – по вертикали. Всё это зависит от плотности вязки. Можно даже отказаться от идеи самого креста, вышивая «галочками», которые повторяют видимую часть петли при чулочном стиле вязания.
Что позволит отказаться от канвы сейчас?
Рассмотрев примеры вышивки по разным видам ткани, можно сделать вывод о том, что в былые времена вышивальщицы проявляли куда больше изобретательности и творческой активности. Нередко они сами выдумывали орнаменты или рисунки. Сейчас же это всё берёт на себя производитель, а любительницам крестиков только и остаётся, что терпеливо заниматься рутинной работой. А если постоянно приходится отсчитывать число крестиков на канве, то это ещё и математика. Конечно, на выходе может получиться эпохальная работа, но чьей заслуги в её исполнении больше – вышивальщицы или разработчика макета, – установить трудно. Однако есть хороший способ избавиться именно от рутины и возложить на себя творческие обязанности – это вышивальная машина. О «математике» позаботились программисты, а физическую рутину на себя возьмёт механизм. С первого взгляда – парадокс, но машина даёт больше свободы творчеству, нежели убивает его!
Бабак Наталия (snezhana)
Спасибо Вам за добрый отзыв! Всю эту "историю" на моих глазах творила моя мама, у неё и сумки, и подушки, и перчатки были с вышивкой. У меня - её стараниями и бабушки, которая его сшила - вышитый сарафан. Как только в санаторий или в больницу - так сразу за иголку и "ирис". Она этими нитками вышивала, а не мулине. А я потом помогала ей канву выпарывать из работ.
Иванов Иван Иванович (ivanov-cuper)
Хороший экскурс в историю вышивки))) Браво автору! И вывод - тоже стоящий. За свободу творчества, господа!