Нэцке
Интересный пример того как предмет обихода может приобрести самостоятельную эстетическую ценность и превратиться в произведение высокого искусства являют нам нэцке. Очаровательные минискульптуры нэцке теперь – изысканное украшение интерьера, хотя в древности они выполняли более прозаическую роль – служили брелоком-противовесом для закрепления на поясе кимоно необходимых в повседневности вещей.
Возникнув в Китае, искусство изготовления нэцке, точнее «нэцкуе» - резных брелоков для верхней одежды, заимствовалось мастерами Японии и именно там получило большое развитие. В XVII веке нэцке уже не просто брелок-противовес, а вид миниатюрной скульптуры с довольно широкой тематикой и богатством материалов, из которых изготавливались фигурки. Первые нэцке, которые появились в Японии, называли «китайская вещь» или «китайская резьба». На пояс кимоно японцы прикрепляли вещи вроде кисета или ключа, ящички инро, а узел пояса прятался в отверстие нэцке. Более поздняя форма существования нэцке – окимоно. Эти скульптуры, которые не имели отверстия для шнура, появились ближе к XIX веку и несли чисто декоративную функцию. Как правило, когда говорят об окимоно, имеются в виду фигурки из слоновой кости, реже – из дерева.
Нэцке изначально изготавливали из очень большого количества материалов, которые, кстати, имели свою символику. Пожелание здоровья, например, могло сопровождаться подарком фигурки из слоновой кости, так как она в то время широко использовалась в китайской медицине, как лекарство практически от всех болезней. Прилегающую к одежде часть фигурки оставляли плоской, чтобы ее обладатель мог без ущерба для композиции соскоблить немного порошка. Кроме дерева и слоновой кости – традиционных для нэцке материалов - мастерами использовались также рога оленя, буйвола, нарвала, носорога, клыки животных (вепря и тигра), металлы, бамбук и фарфор, янтарь и кораллы, агат и нефрит, стекло, черепаховый панцирь.
Изначально в роли нэцке могли использоваться самые разнообразные предметы: отдельные части холодного оружия или даже морские раковины.
В XVII-XVIII веках искусство изготовления нэцке получило особенно широкое развитие. Появились школы мастеров-нецекуси. Сюдзан Есимура из Осака и Томотада и Масано из Киото остались в истории как выдающиеся мастера изготовления нэцке. К сожалению, о жизни и работах выдающихся мастеров нецекуси известно очень мало. Для тех, кто всерьез интересуется нэцке, большим помощником может стать сборник «Сокен Кисё», в котором можно узнать о самых известных нецекуси в истории и их работах.
Фигурки нэцке отразили практически все стороны жизни Японии своего времени. Это связано с долгим периодом изоляции Японии, обычаями и законами, которые ограничивали возможности для самовыражения японцев. Самые популярные в Японии фигурки нэцке – это изображения семи богов счастья (ситифукудзин). Людям свойственно надеяться на лучшее и желать добра своим близким. Благожелательная символика нашла своеобразное выражение в нэцке. Футэн – покровитель попутного ветра приносил удачу путникам, мудрец Дарума был олицетворением мужества и силы духа, бог счастья Шоусин держал в руках персик (здоровье) и корень женьшеня (долголетие), Хотэй – бог общения, всегда улыбался, и считалось, что он исполняет заветное желание (если долго гладить его по животу). Дайкоку – обещал богатство, у него за спиной всегда был мешок риса. Сиванму – спасала от неудач и неприятностей. Мастера-нецекуси любили изображать смешные сценки: то проснувшегося на утро гуляку, то русалку, с которой заигрывает осьминог. Есть фигурки, изображающие сцены из фольклора: борьбу людей с демонами, очень сильного ребенка, народного героя – Кинтаро. Изображали нэцке и детские игры, и повседневные занятия (поход к массажисту), и разнообразные предметы. Завзятые игроки в Японии носили на удачу черепа и змей. Самый популярный в Японии бог Дайкоку – покровитель веселья, добра и счастья изображался всегда смеющимся, с большим мешком риса за спиной и крысами, так как по легенде крыса спасла Дайкоку от гнева богов, которые хотели его убить.
Известны три основные разновидности нэцке. Катабори – изображают фигурки людей, мифических существ и животных. Кагамибута – небольшая коробочка с зеркалом внутри, обычно округлая и плоская. Мандзю – известны разнообразием и красотой узоров на их поверхности, а по форме напоминают рисовые лепешки. В виде нэцке мастера часто изображали знаменитых личностей из истории и воинов, мифических и религиозных существ, животных (знаки восточного гороскопа), различные предметы. В роли нэцке могли изобразить все что угодно, ограничением служила только фантазия мастера. В этих маленьких фигурках заключены представления японцев о красоте и гармонии, их философия, религия и фольклор. Недаром своеобразное эстетическое кредо мастеров нецекуси: «ваби-саби» - красота простоты, что характерно для всего искусства Японии и Китая (так как Япония очень многое позаимствовала у Китая, в том числе и искусство изготовления нэцке). Очаровательные фигурки нэцке давным-давно утратили свою утилитарную функцию. Теперь нэцке – это, прежде всего, изящная скульптура, призвание которой будоражить эстетические чувства своего обладателя.
Возникнув в Китае, искусство изготовления нэцке, точнее «нэцкуе» - резных брелоков для верхней одежды, заимствовалось мастерами Японии и именно там получило большое развитие. В XVII веке нэцке уже не просто брелок-противовес, а вид миниатюрной скульптуры с довольно широкой тематикой и богатством материалов, из которых изготавливались фигурки. Первые нэцке, которые появились в Японии, называли «китайская вещь» или «китайская резьба». На пояс кимоно японцы прикрепляли вещи вроде кисета или ключа, ящички инро, а узел пояса прятался в отверстие нэцке. Более поздняя форма существования нэцке – окимоно. Эти скульптуры, которые не имели отверстия для шнура, появились ближе к XIX веку и несли чисто декоративную функцию. Как правило, когда говорят об окимоно, имеются в виду фигурки из слоновой кости, реже – из дерева.
Нэцке изначально изготавливали из очень большого количества материалов, которые, кстати, имели свою символику. Пожелание здоровья, например, могло сопровождаться подарком фигурки из слоновой кости, так как она в то время широко использовалась в китайской медицине, как лекарство практически от всех болезней. Прилегающую к одежде часть фигурки оставляли плоской, чтобы ее обладатель мог без ущерба для композиции соскоблить немного порошка. Кроме дерева и слоновой кости – традиционных для нэцке материалов - мастерами использовались также рога оленя, буйвола, нарвала, носорога, клыки животных (вепря и тигра), металлы, бамбук и фарфор, янтарь и кораллы, агат и нефрит, стекло, черепаховый панцирь.
Изначально в роли нэцке могли использоваться самые разнообразные предметы: отдельные части холодного оружия или даже морские раковины.
В XVII-XVIII веках искусство изготовления нэцке получило особенно широкое развитие. Появились школы мастеров-нецекуси. Сюдзан Есимура из Осака и Томотада и Масано из Киото остались в истории как выдающиеся мастера изготовления нэцке. К сожалению, о жизни и работах выдающихся мастеров нецекуси известно очень мало. Для тех, кто всерьез интересуется нэцке, большим помощником может стать сборник «Сокен Кисё», в котором можно узнать о самых известных нецекуси в истории и их работах.
Фигурки нэцке отразили практически все стороны жизни Японии своего времени. Это связано с долгим периодом изоляции Японии, обычаями и законами, которые ограничивали возможности для самовыражения японцев. Самые популярные в Японии фигурки нэцке – это изображения семи богов счастья (ситифукудзин). Людям свойственно надеяться на лучшее и желать добра своим близким. Благожелательная символика нашла своеобразное выражение в нэцке. Футэн – покровитель попутного ветра приносил удачу путникам, мудрец Дарума был олицетворением мужества и силы духа, бог счастья Шоусин держал в руках персик (здоровье) и корень женьшеня (долголетие), Хотэй – бог общения, всегда улыбался, и считалось, что он исполняет заветное желание (если долго гладить его по животу). Дайкоку – обещал богатство, у него за спиной всегда был мешок риса. Сиванму – спасала от неудач и неприятностей. Мастера-нецекуси любили изображать смешные сценки: то проснувшегося на утро гуляку, то русалку, с которой заигрывает осьминог. Есть фигурки, изображающие сцены из фольклора: борьбу людей с демонами, очень сильного ребенка, народного героя – Кинтаро. Изображали нэцке и детские игры, и повседневные занятия (поход к массажисту), и разнообразные предметы. Завзятые игроки в Японии носили на удачу черепа и змей. Самый популярный в Японии бог Дайкоку – покровитель веселья, добра и счастья изображался всегда смеющимся, с большим мешком риса за спиной и крысами, так как по легенде крыса спасла Дайкоку от гнева богов, которые хотели его убить.
Известны три основные разновидности нэцке. Катабори – изображают фигурки людей, мифических существ и животных. Кагамибута – небольшая коробочка с зеркалом внутри, обычно округлая и плоская. Мандзю – известны разнообразием и красотой узоров на их поверхности, а по форме напоминают рисовые лепешки. В виде нэцке мастера часто изображали знаменитых личностей из истории и воинов, мифических и религиозных существ, животных (знаки восточного гороскопа), различные предметы. В роли нэцке могли изобразить все что угодно, ограничением служила только фантазия мастера. В этих маленьких фигурках заключены представления японцев о красоте и гармонии, их философия, религия и фольклор. Недаром своеобразное эстетическое кредо мастеров нецекуси: «ваби-саби» - красота простоты, что характерно для всего искусства Японии и Китая (так как Япония очень многое позаимствовала у Китая, в том числе и искусство изготовления нэцке). Очаровательные фигурки нэцке давным-давно утратили свою утилитарную функцию. Теперь нэцке – это, прежде всего, изящная скульптура, призвание которой будоражить эстетические чувства своего обладателя.