Гостиничный бизнес - это деятельность, направленная на развитие (строительство и реконструкцию) гостиниц - помещений с меблированными комнатами для кратковременного проживания туристов, предназначенных и оборудованных для предоставления гостям комплекса услуг, связанных с путешествием: размещения, проживания, информационного и бытового обслуживания, активного отдыха и др.
На сегодняшний день гостиничный бизнес выполняет ключевые функции в индустрии туризма.
Современные гостиницы предлагают потребителям не только услуги проживания и питания, но и огромный выбор услуг развлечений, транспорта, связи, экскурсионного обслуживания, а также спортивные, медицинские услуги, услуги салонов красоты и пр. Конечно, набор услуг варьируется в зависимости от класса гостиницы.
Такое разнообразие услуг диктуется высокой конкуренцией в сфере гостиничного бизнеса. Владельцы гостиниц вынуждены следить за меняющимися предпочтениями клиентов и стараться в полной мере их удовлетворить.
Поэтому успешность гостиничного бизнеса зависит во многом от соответствия запросов клиентов и качества обслуживания.
В России гостиничный бизнес еще не на столько развит, как на Западе, даже если рассматривать отдельно Москву и Санкт-Петербург. В основном, гостиничные комплексы представлены старыми зданиями, в которых невозможно поддерживать европейский уровень. Обслуживание также оставляет желать лучшего.
Правда, в последнее время ситуация стала меняться к лучшему. Началось масштабное строительство высококлассных гостиниц, причем не только в столице, но и в областных центрах. Стали предъявляться более жесткие требования к персоналу, вообще обслуживание стало стремиться к европейским стандартам. Во многом это связано с подъемом экономики в нашей стране, а также повышением уровня благосостояния граждан.