Когда нас спрашивают: «Что вы знаете о греческой мифологии?», мы вспоминаем подвиги Геракла, Одиссею, грозного Зевса, мудрую Афину и прекрасного Феба. На аналогичный вопрос о римской мифологии мы, скорее всего, ответили бы, что она – суть греческая мифология, «переодетая» в романизированные названия и имена.
Конечно, в этом есть доля правды. Ведь греческая культура (как и другие культуры народов, населявших территорию современной Италии) действительно оказала глубокое влияние на жителей Апеннинского полуострова. Однако это не означает, что у римлян первоначально не было религиозных представлений, которые заслуживали бы нашего внимания.
Древние духи
Римская земля в ранний период своей истории населялась, в основном, духами – нуминами. У них не было имен, пола, характера или историй, с ними связанных. Они представляли собой одушевленную природу, окружавшую человека, и контролировали различные сферы его жизни.
Также существовал культ душ. Главными среди них были:
Маны: души умерших людей. Они считались добрыми духами, охранявшими гробницы.
Лемуры: страшные привидения – души злых людей, которые беспокоили живых (например, пили кровь – древнеримские вампиры!). Сейчас лемурами называют милых ночных зверьков с большими глазами.
Пенаты: духи–покровители домашнего очага и кладовых. Считалось, что этих домашних духов привез с собой троянский Эней. Сейчас мы говорим «вернуться в родные пенаты» в значении «вернуться домой».
Лары: духи–покровители дома (как и пенаты), полей, виноградников и дорог. Свой Lar familiaris был у каждой семьи.
Гении: духи–хранители человека. Первоначально гением называлось божество-прародитель рода. Затем он стал символизировать душу каждого человека, которая рождалась вместе с ним и несла в себе все его качества – хорошие и плохие (считалось, что в человеке есть добрый гений и злой гений). Города, местности, воинские части также имели своего гения. Важную роль во времена империи играл культ Гения Рима. Любопытно наблюдать, как от первоначального значения этого слова (дух-хранитель) мы пришли к современному понятию - «исключительная одаренность, талант», или – в случае «злого гения» - «талант, используемый во зло».
Индигеты
Следующая группа римских богов включала в себя бесчисленное множество духов – индигетов. Они отвечали за каждое действие на протяжении всей человеческой жизни. Так сказать, свое божество – для каждой мелочи. Чтобы человек мог обратиться к правильному духу, в IV веке до н.э. были составлены специальные инструкции под названием «Индигитаменты». Например, там были боги, которые оберегали человека:
- от зачатия до рождения;
- при родах;
- сразу после родов;
- в первые годы жизни;
- в годы взросления;
- во время заключения брака и т.д.
Индигеты также покровительствовали различным сферам деятельности римлян. Например, Фавн – добрый, милостивый бог – даровал плодородие земле и живым существам. Именем его жены, Фавны (Фауны), сейчас называют весь мир животных.
Двуликий Янус – один из важнейших богов римского пантеона – в древности был божеством дверного портала, а затем стал почитаться, как бог начала всего: дня, месяца, года (январь назван так в его честь), всего мира и всех богов.
Верность, Надежа и Родственная любовь
В понимании римлян, не только у различных их действий и занятий должны быть свои боги-покровители. Обожествлялись также абстрактные, нравственные понятия и отношения между людьми:
- Пакс - Мир,
- Спес - Надежда,
- Конкордиа - Согласие,
- Либертас - Свобода,
- Хонос и Виртус - Честь и Храбрость,
- Салус - Спасение,
- Фортуна - Судьба,
- Пудициа - Стыдливость,
- Клементиа - Кротость,
- Пиэтас - Родственная любовь,
- Фидес - Верность.
Эти божества изображались, в основном, в виде женщин с символическими атрибутами: колесо или рог изобилия – у Фортуны, копье – у Виртус, плоды и колосья – у Фидес.
Боги природы
Следующая группа – божества природы: источников, рек, лесов, полей и т.д. Они также могли покровительствовать соответствующим занятиям человека. Например, Вулкан – бог разрушительной силы огня, позднее стал покровителем кузнечного дела (смешение с греческим Гефестом). Веста, напротив, - богиня доброго, домашнего огня. Ее культ со временем стал играть важную роль. Богиня рассвета, Матер Матута, помогала при родах, как и многочисленные богини источников.
За плодородие отвечало множество природных богов: Сатурн (посев), Конс (жатва), Флора (сейчас - мир растений), Диана (позднее – богиня охоты) и даже Марс. Он почитался не только как бог войны; вполне вероятно, он был и древним богом солнца.
У римлян также был свой леший – бог Сильван; он пугал путников в лесу, оберегал границы и собственность.
Небесные божества
Однако самые могущественные боги – это боги небесного свода: Юпитер – бог дня и грозы, Юнона – богиня луны (в ее честь назван месяц июнь). У этих двух богов (которые после слияния с греческими Зевсом и Герой стали супружеской парой) было много имен – каждое имя соответствовало одному из проявлений их многогранности.
Юпитер мог принести людям плодородие и изобилие, посылая на землю дождь и свет, тогда его звали Элициус или Либер. Он же мог и принести разрушительную бурю, тогда это был «злой» Юпитер – Вейовис. Юпитер мог помогать в бою и принести победу (Статор, Виктор), мог покровительствовать клятвам (Дэус Фидиус) или границам и собственности (Терминус).
Юнона в своей лунной ипостаси была Луциной, как покровительница браков и моногамии – Пронубой.
Боги темного царства
Представления о подземном царстве у римлян не столь детально продуманы (или зафиксированы), как у греков. Известно, что темная Маниа покровительствовала душам умерших (лемурам и манам), а богом смерти был Оркус (Орк). В случае с Орком четко прослеживается аналогия с толкиеновскими орками – расой кровожадных монстров.
Наследники Трои
В основном, боги древних римлян не были наделены яркими индивидуальными чертами. Не было у них и развитой мифологии – преданий об их рождении и приключениях.
Дополнить картину удалось лишь при помощи влияния греческой мифологии. Начало формирования смешанного пантеона принято относить к VI в. до н.э., когда в Рим попали т.н. «Книги Сивилл», из которых его граждане и узнали о греческих богах и героях.
Некоторых богов Эллады соотнесли с римскими: Зевс стал Юпитером, Афродита – Венерой, Артемида – Дианой, Арес – Марсом. Некоторых заимствовали практически без изменений: Эскулап (бог врачевания) и Аполлон.
Принятие греческих богов в римский пантеон было, если можно так выразиться, «теоретически обосновано». Согласно поэме Вергилия «Энеида», римляне были прямыми потомками троянцев, которые во главе с Энеем (сыном Венеры) бежали из осажденного города и оказались в землях Италии.
Греческие боги в римском варианте обладали большей нравственностью, чем у себя на родине. Их задачей, в первую очередь, была охрана основ государства, его величия и благочестия его граждан.
Таким образом, характерными чертами религиозных представлений римлян были торжественность и нравственность. Первое проявлялось в том, что каждый шаг человека, его личные качества и отношения с другими людьми наполнялись духовным смыслом: высшая сила следила за ним и направляла его. Во-вторых, человеку нужен был нравственный идеал, или хотя бы пример для подражания, чем и были для него римские боги.
(по материалам сайтов www.godsbay.ru, www.krugosvet.ru, www.myfhology.narod.ru)
анна
ну пишите по нормальней
татьяна
Плоховат стиль. надо расширить тему
Сергей
Хороший стиль но нет оформления .