-
Музыка
- Музыка
- Новости
- Интересное о музыке
- Музыкальная энциклопедия
- Концерты
- Персоналии
- Хит-парады
- Файлы
- Музыкальное оборудование
- Студийные наушники и микрофоны
- Для ценителей аналогового звука
- Обзоры музыкальных групп и исполнителей
- Обзоры музыкальных альбомов
- О музыке в жизни человека
- Музыкальный софт
- Акустические системы
- Музыкальное оборудование
- Музыкальное оборудование (обзоры)
Этот инструмент изобрели в 30-х годах и до сих пор эквалайзер остается наиболее часто используемой обработкой. В настоящее время на рынке есть множество приборов для коррекции тембра – от простейшего НЧ-ВЧ корректоры до многополосного эквалайзера. Основа любого эквалайзера – это несколько электронных фильтров, которые позволяют изменять АЧХ звукового устройства.
Прежде всего эквалайзеры отличаются друг от друга количеством регулируемых полос (то есть частотных фильтров). Процесс обработки сигнала при помощи эквалайзера называется эквализацией.
Типы эквалайзеров
Есть два типа многополосных эквалайзеров – параметрический и графический. У графического есть определенное количество полос, которые можно регулировать. Каждая из полос характеризуется рабочей частотой (и при этом постоянной), фиксированной шириной полосы вокруг нее и диапазоном регулировки уровня (этот параметр одинаков для всех полос). Как правило, самая низкая и самая высокая полосы (то есть крайние) – это так называемые «полочные» фильтры», у всех остальных «колокообразная характеристика». Эквалайзеры графического типа, которые используются в профессиональных студиях обычно имеют 15 или 31 полосы на канал и иногда оснащаются анализаторами спектра для более удобной корректировки.
Эквалайзер параметрического типа предоставляет более широкие возможности для корректировки частот сигнала. У каждой его полосы есть основные регулируемые параметры, а именно:
- рабочая (или центральная) частота (измеряется в герцах);
- добротность (обозначается буквой «Q») – это безразмерная величина;
- уровень ослабления или усиления выбранной полосы (измеряется в децибелах).
Таким образом, аудиоинженер или простой пользователь могут точнее подобрать необходимую частоту и более точно ее изменить. Аналоговые эквалайзеры параметрического типа сейчас почти не встречаются. Кроме того, у них малое количество частотных полос, которые можно регулировать. А вот у цифровых параметрических эквалайзеров количество регулируемых полом практически неограниченное. Более того, в таких программах часто имеются дополнительные параметры (характер кривой, типа фильтра и так далее).
В микшерных консолях можно встретить эквалайзеры смешанного типа, где, например, высокие и низкие частоты регулируются по типу графического эквалайзера, а между ними располагаеся одна пара полуметрических полос, но без возможности регулировать добротность. Также встречаются параграфические эквалайзеры, то есть устройства графического типа, но с возможностью регулировки добротности.
Основные принципы работы с эквалайзером
Прежде всего важно понимать, что усиление какой-либо частоты приводит к усилению общего уровня сигнала. Это означает, что чрезмерное усиление может привести к нежелательным искажениям. Именно поэтому ослабление частот в большинстве случаев дает более лучший результат, чем усиление «нужных».
Основное назначение эквалайзера – получение адекватного звучания исходника, частотная характеристика которого зачастую ухудшается из-за недостатков параметров помещения или межблочных приборов обработки.
Часто эквалайзеры используются в линиях сценических мониторов из-за нередко возникающего эффкта «обратной связи». В данном случае, чтобы найти резонансную частоту и понизить ее, звукорежиссер использует многополосный эквалайзер графического типа. В настоящее время далеко не все специалисты используют эквалайзер для устранения этой проблемы, применяя вместо него автоподавители обратной связи.
Музыканты на выступлении или на записи также используют эквалайзеры для получения необходимого тембра или особых эффектов. Например, убрав высокие и низкие частоты, можно получить эффект «старого радиоприемника». Большинство диджеев во время своих сетов активно используют эквалайзерами на пультах (опять же для получения определенных эффектов).
Еще одно применение эквалайзера – частотная коррекция в зависимости от акустических характеристик помещения, таких как форма и размеры, покрытие стен, количество зрителей и многое другое. В таком случае звукорежиссеры используют высокоточные измерительные микрофоны, эквалайзер и анализаторы спектра. Все это помогает ему узнать, какие именно частоты пропадают, а какие, наоборот, выделяются.
В студиях записи звука в качестве отдельных приборов эквалайзеры применяются редко). Это связано прежде всего с тем, что большинство студий сейчас оснащается оборудованием, практически не искажающим частотную характеристику. Зато при цифровом сведении и мастеринге через эквалайзер, встроенный в программу в виде плагина, проходят практически все записанные треки.
Музыкальные инструменты
При микшировании инструментов звукорежиссер не один раз обращается к помощи эквалайзера, чтобы получить необходимое звучание. У многих инструментов звучание столь мощное и богатое, что его практически невозможно передать. Вот здесь-то и поможет эквалайзер, цель которого – донесение звука до слушателей в наиболее естественной форме.