1_prev.jpgАвтор - Людвиг ван Бетховен (1770-1827), немецкий композитор. Его сочинения поражали современников новизной музыкального языка и ярким драматизмом. Главная идея творчества Бетховена – героическая тема борьбы человека за свободу (свободу духа, личности), получила особенно яркое воплощение в 3-й, 5-й, 7-й, 9-й симфониях, в увертюре «Эгмонт», в сонате для фортепиано №23 («Аппасионата») др. Однако Бетховен писал и лирические сочинения, среди которых много разнообразной инструментальной и вокальной музыки.


Музыкальное наследие Бетховена гениально, значительно и многообразно. Ограничимся перечислением лишь только некоторых особо значимых произведений. Это сочинения для органа, концерты, сюиты, партиты, оратории и кантаты. «Хорошо темперированный клавир» - 48 прелюдий и фуг для фортепиано, 32 фортепианные сонаты (в том числе «Лунная» №14 и «Патетическая» №8 и, конечно, 9 симфоний, которые уже около 2-х столетий не выходят из репертуара ведущих симфонических оркестров мира. Необходимо отметить, что при жизни композитор не удостоился должного признания и славы. Его творчество намного опередило свое время.
Заметно выделяется среди 9-ти симфоний Бетховена Симфония № 6.Она написана в зрелый период творчества композитора, практически в одно время с героической по характеру 5-й симфонией, которая резко отличается от спокойной, умиротворенно-сдержанной симфонии №6.
В то время, когда Бетховен работал над этой симфонией, он уже смирился с необратимой глухотой. В этом сочинении он не борется с судьбой, а прославляет красоту и силу природы, незатейливые радости жизни.


Пасторальная симфония посвящена князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому. Это единственная программная симфония Бетховена, причем имеющая название и заголовки к 5-ти частям, которых в симфонии не традиционно четыре (как в классическом симфоническом цикле).


Творческие замыслы Бетховена нередко рождались на лоне природы. По словам самого композитора, Пасторальная симфония рисует чувства, возникающие от прикосновения с мирными картинами природы. Она является наиболее романтическим сочинением Бетховена. В 6-й симфонии черпали источник творческого вдохновения многие композиторы-романтики – Берлиоз, Шуман, Мендельсон, Лист.


2_prev.jpgПервая часть - «Пробуждение радостных чувств во время пребывания в деревне». Незатейливая, близкая к народной главная тема у скрипок звучит в сопровождении альтов и виолончелей, напоминающих монотонное гудение волынки. Побочные темы и разработка не контрастируют главной теме. Сопоставления тональностей, смена оркестровых тембров, диапазона звучности предвосхищают музыкальные принципы романтиков.


Вторая часть названа «Сцена у ручья» - также пасторально-безмятежна. Кантиленная скрипичная мелодия, звучащая на фоне других групп струнных, проходит на протяжении всей части. В конце слышна перекличка птиц, имитированная флейтой, гобоем и кларнетом. Невозможно себе представить, что эта музыка написана глухим композитором.


Третья часть - «Веселое времяпрепровождение крестьян» -  простодушно весела. В ней сочетаются простые крестьянские танцы и колкий юмор бетховенских скерцо. Первый раздел построен на сопоставлении двух тем - настойчивой, с нарочитыми повторами, и лирической распевной. Аккомпанемент фаготов звучит как бы невпопад, как у неопытных деревенских музыкантов, что вносит в музыку юмористические нотки. Следующая тема (гобои и скрипки), вносящая комический оттенок, исподволь «перебивается» басами фагота. В трио, в очень громком звучании настойчиво повторяется грубоватая попевка, будто ненашутку разыгрались деревенские музыканты. В концовке, вместо проведения всех тем, звучит только короткое напоминание о двух первых.


3_prev.jpgЧетвертая часть - «Гроза. Буря» - вступает неожиданно, внезапно. Она резко контрастирует предыдущему материалу симфонии. И это единственный драматический эпизод во всем цикле. Изображая картину разгневанной стихии, Бетховен использует изобразительные приемы, расширив состав оркестра и включив ранее не применявшуюся в симфонических произведениях флейту-пикколо и тромбоны. Как и начавшись (внезапно), эта часть сразу переходит в финал.


Финал (часть пятая) назван композитором «Пастушьи напевы. Радостные и благодарные чувства после бури». Спокойное звучание кларнета и валторны воспринимается как перекличка пастушьих рожков и волынок, которым вторят альты и виолончели. Постепенно все замирает. Последней звучит мелодия валторны с сурдиной на легком фоне струнных.


Так неожиданно завершается эта уникальная в своем роде симфония Бетховена.

Автор: Полякова Ирина Ярославна

(0 голосов)