- Психология
- Разделы психологии
- Социальная психология
Профессионализм в любом деле приходит с опытом: мы учимся на своих ошибках, изучаем определенную литературу, обращаемся за советом к профессионалам. Психологи сравнили поведение начинающих и опытных ораторов во время публичных выступлений и определили ключевые моменты, на которые новичку необходимо обратить внимание. Итак, правила публичных выступлений:
1. Перестаньте оправдываться и извиняться
Вы долго и тщательно готовили свое выступление, а сейчас перед аудиторией волнуетесь и не уверены в успехе. Многие неопытные ораторы пытаются оправдать свое возможно неудачное выступление словами «я редко выступаю, у меня мало опыта, простите заранее» и т.д., надеясь получить сочувствие у слушателей. Но это не работает, а вызывает обратный эффект. На самом деле аудитории все равно, как долго вы готовили речь публичного выступления, волнуетесь ли, поскольку публика эгоистична и думает о себе, своих чувствах и желаниях. Ваши слова вызовут у слушателей недоумение, зачем вы тратите их время, если даже сами не уверены в своем докладе. Люди собрались, чтобы послушать ваш материал, а не жалобы.
2. Сосредоточьтесь на слушателях
Как уже было отмечено, мысли аудитории не заняты исключительно вашей персоной, не льстите себе и расслабьтесь. Перенесите свое внимание на слушателей, дайте им почувствовать, что вы понимаете их, хотите донести свой материал и даже развлечь. Если вы сосредоточитесь на публике, постараетесь оправдать ее ожидания, то меньше времени останется на собственное волнение.
3. Будьте честны с аудиторией
Ваше выступление перед публикой и знакомство с ней начинается с приветствия. Представьте, что слова «рад вас видеть» прозвучали неуверенным дрожащим голосом. Аудитория безошибочно чувствует настроение оратора и сразу заметит, что содержание слов не соответствует тону речи и языку тела.
Если вы заявили, что рады всех видеть – радуйтесь на самом деле, или хотя бы попытайтесь эту радость изобразить, а в процессе выступления все же постарайтесь вызвать в себе это чувство, тогда ваш позитив передастся и слушателям. В хорошем настроении люди лучше воспринимают информацию.
В любом случае будьте честны: когда испытываете волнение, без оправданий и извинений признайтесь, что сегодня немного волнуетесь. Если хотите повысить мастерство публичного выступления, постарайтесь сразу наладить контакт с публикой, чтобы она вам поверила и стала воспринимать как человека, говорящего правду.
4. Контролируйте свои движения
Сосредоточившись на аудитории, не забывайте о себе, следите за своими движениями. Не курсируйте туда-сюда, исключите суетливые манипуляции и ненужные действия (перестаньте теребить пуговицу, вертеть карандаш). Таким поведением вы рискуете переключить публику на ваши странные действия, отвлекая от доклада.
Найдите подходящее место и уверенно займите позицию (естественно, слушатели должны вас видеть). Стойте или сидите, главное – установите с аудиторией зрительный контакт. Если вы решили сменить положение тела, делайте это осознанно: встаньте, пройдитесь. Материал запомнится легче, если вы будете менять позицию во время разных частей выступления (введение, основная часть и т.д.).
5. Следите за своей мимикой
Большинство начинающих ораторов думает, что контролировать мышцы лица легко, но это не так. Без тренировки мимикой управлять сложно, и, пытаясь изобразить одну эмоцию, можно выдать совсем не то. Например, легкая улыбка превратится в ухмылку, заинтересованный взгляд с приподнятыми бровями и широко раскрытыми глазами – во взгляд, полный ужаса.
Главный элемент мимики – брови, им нужно уделять особое внимание. Идеальный вариант, когда они прямые. Тренируйтесь перед зеркалом, запишите предварительно свое выступление и проанализируйте видео, тем более психологи отмечают, что глазам докладчика публика уделяет в 10 раз больше внимания, чем какой-либо другой части лица.
6. Варьируйте тональность голоса
Помните лекторов, которые могут часами бубнить свой материал, не замечая, что больше половины аудитории спит или занимается своими делами? У тех же, кто пытается что-то понять, такой оратор вызывает лишь раздражение, что неудивительно, ведь все слова слились в монотонный поток, и невозможно догадаться, где заканчивается одно предложение и начинается другое.
Варьируйте громкость голоса, играйте им: желаете вызвать напряжение и интерес – затихнете, сделайте паузу и произнесете слова чуть медленнее, а главное в докладе обозначьте громкостью. Так вы завоюете публику своей энергией и заинтересуете темой.
7. Шутите
Даже если вы говорите о серьезных вещах, всегда можно найти место уместной шутке, познавательному и забавному случаю из жизни. А шутку докладчика над собой аудитория воспримет как признак уверенности. Публика должна переключаться, иначе теряется нить повествования. Хорошее настроение делает любой процесс более эффективным. Смех расслабляет, и новая информация воспринимается лучше.
8. Подбирайте слова
Слова – это картинки, возникающие у слушателей в голове, и только от вас зависит, какой образ вы «нарисуете». Отдельные слова аудитория воспринимает быстрее, чем целое предложение, поэтому тщательно их подбирайте, ищите благозвучные синонимы. Древние учителя риторики говорили: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел».
Старайтесь избегать отрицательную частицу «не», поскольку зачастую она остается без внимания, а слово, употребленное с ней, подсознательно имеет противоположный смысл. Замените слова «неплохо» на «хорошо», «не будет скучно» - «будет забавно» и т.д.
9. Используйте паузы
Новички боятся пауз во время выступлений и спешат заполнить их словами-паразитами, междометиями, звуками: «эээ», «значит», «ну», «ммм». Слушатели ждут, когда же докладчик закончит мычать, развлекаются, считая, сколько раз оратор произнесет то или иное слово, а потом вовсе перестают обращать внимание на выступающего и погружаются в свои мысли.
Когда нечего сказать, лучше промолчать, а умение держать паузу – тоже искусство. Иногда необходимо время, чтобы обдумать сказанное, сформулировать мысль, что-то вспомнить, свериться с записями – и ничего в этом страшного нет, а паузы обычно воспринимаются гораздо короче, чем кажется выступающему.
Более того, умело используя паузы, можно усилить драматизм выступления, возбудить любопытство.
10. Не думайте, что вы здесь самый умный
Встречаются напыщенные ораторы, которые лопаются от собственной важности и забывают, что среди слушателей могут находиться те, кто что-то знает лучше выступающего.
Если чего-то не знаете, признайтесь откровенно. Не считайте людей глупее себя, иначе вам обязательно отомстят, поставив в смешное положение каверзным вопросом. Используйте таких слушателей, привлекая к своему выступлению - так вы продемонстрируете уважение к публике, внесете оживление и обогатите доклад.