- Психология
- Разделы психологии
- Социальная психология
Этот вопрос сейчас всё чаще звучит на педагогических советах, родительских собраниях и различных форумах. Тревога родителей и педагогов зачастую оказывается вполне обоснована — дети с асоциальным поведением могут негативно влиять как на остальных учеников, так и на весь учебный процесс в целом. Агрессивное поведение, раздражительность, неуважительное отношение к преподавателям и одноклассникам не способствует ни дружбе в классе, ни успешному обучению.
Работая в Центре психологической помощи детям, я очень часто сталкивалась с этой проблемой. Наша организация довольно тесно сотрудничала с Комитетом по делам несовершеннолетних, и была в составе комиссии при администрации города и района. Количество трудных подростков с каждым годом растёт. И не всегда это дети из неблагополучных семей, но сегодня я буду говорить именно о них.
И хочу, чтобы все родители и педагоги понимали-в этом случае нет трудного подростка. Тут есть трудные родители. Пару раз в неделю у нас были запланированные рейды по так называемым неблагополучным семья. Они проходили в основном вечернее время, когда вся семья была в сборе. Сказать, что они живут в нечеловеческих условиях-ничего не сказать. Отсутствие мебели, еды, нормальной одежды, несоблюдение элементарных санитарных норм проживания — практически в каждой семье. И конечно же, редко кого можно было застать в адекватном состоянии— та или иная степень алкогольного опьянения-норма в таких семьях. Никто и никогда не сможет вырасти психически и физически здоровым в таких условиях. Так вот, к чему я это? Видя, с какой яростью педагоги и родители пытаются «бороться» и «воспитывать» и без того несчастных детей, хочется на пару-тройку дней отвезти и заставить их пожить в этих семья. Именно «заставить»! Потому что, у ребёнка нет выбора! Он не виноват, что родился в такой семье и уйти ему некуда! И устроенная вами травля в учебном заведении не прибавит ему воспитанности и не уменьшит его агрессивность.
Есть много способов решения этого вопроса. В первую очередь нужно обращаться в органы социальной защиты и в отдел по защите прав детей, которые существуют при каждом районном и областном Управлении образования. Вы должны понять, что нет смысла исправлять таких детей. Есть смысл исправить условия их жизни. Сейчас существует очень много центров помощи детям, реабилитационных центров, где условия жизни намного лучше, чем в семье деградирующих алкоголиков. Но здесь один минус— привлечь внимания органов социальной защиты и опеки не всегда так просто. Из записи мамы на одном из форумов: « Все попытки привлечь внимание педагогов и органов социальной защиты не приносят никаких результатов. Нам говорят, что вопрос будет рассмотрен на следующем заседании медико—психологической комиссии. Которая проходит пару раз в год. И как результат —родителей поставили в известность о поведении ребёнка и предупредили о возможности наложении штрафа в 1500 р. за несоблюдение родительских прав.» Серьёзно? Неработающих родителей. Которые ежедневно напиваются до бессознательного состояния. Предупредили о наложении штрафа, который платить им нечем в принципе. Действенные меры, ничего не скажешь.
Случай из моей практики. Мать—одиночка регулярно закрывала двоих детей в доме и уходила по своим делам. На 3-4 дня, иногда больше. Оставляя их без еды! Старшая девочка при этом не посещала школу. Причину знали все! Забрать детей из семьи решили после того, как ребёнок вылез через окно и вынужден был ходить по соседям и просить еду для себя и маленького братика. И одна из соседок «куда-то» написала. И думаю не в органы соцзащиты. Она привлекла к проблеме внимание прессы и общественности. И вот тогда все быстренько встрепенулись и начали выполнять свои прямые обязанности—направили детей на медицинское лечение, психологическое обследование и впоследствии в центр реабилитации трудных подростков, где им предоставили нормальные условия проживания и возможность получить образование.
Вот и ответ. Не получается добиться результата от школы и органов защиты в системе образования— привлекайте прессу и широкую общественность. Проблема будет решена в разы быстрее. И дело здесь не только в том, что вы вернете мир и спокойствие в класс, возможность продуктивно получать образование вашим детям— вы подарите эту возможность детям, которым не повезло с родителями. А возможно и сохраните им жизнь. Я категорически отказываюсь называть их трудными. Они беззащитны, беспомощны и, как правило, никому не нужны. Не нужно их жалеть, воспитывать и учить жизни— дайте им возможность вырасти в нормальных условиях