- Психология
- Разделы психологии
- Разное
Устойчивость – способность системы сохранять текущее состоянии под влиянием внешних воздействий. События, которые происходят, влияют на мысли человека, его эмоции и тело. Что помогает человеку сохранять устойчивость?
Выделяют 6 составляющих устойчивости:
1) картинка;
Если мы включены в реальность, то можем действовать намного быстрее, и эти действия будут рождаться сами по себе из тела.
Упражнение 1: опишите несколько деталей (3-5) в предмете, который вы видите перед собой. Это упражнение помогает вернуться в ситуацию «здесь и сейчас», включиться в реальность происходящего.
Наблюдайте хорошее вокруг. Научно доказано, что для восстановления душевного равновесия, для восполнения своего ресурса на 1 негативное явление или событие нужно отыскать 5 позитивных. Можно сконцентрироваться на том, что дает вам ресурс.
2) безопасные люди;
Упражнение 2: составьте список безопасных людей (3-5) не из числа своего близкого окружения. При затруднении для поиска таких людей нужно прописать тех, с кем приятно общаться и постараться выбрать из их числа безопасных. Наличие таких людей придает устойчивости и приносит спокойствие, а душевный разговор с ними позволяет разделить горечь и боль переживаний и утрат.
Притча о потухшем угольке
У одного великого учителя были ученики. Среди них было двое братьев, которые отличались особым в усердием в изучении мудрости жизни. Однажды случилось так, что у этих братьев погибли родители. Они очень горевали и тосковали по своим родителям и учитель заметил, что они стали хуже учиться, их внимание было отвлечено от учебы. Он подошел к ним и спросил о том, что же с ними случилось. Братья ответили: «О, учитель! Наше горе так велико, что мы не можем с ним самостоятельно справиться и продолжать учебу». «Хорошо», - сказал учитель и дал им такое задание. «Идите в город и принесите мне потухший уголек», - сказал он им. «Но есть одно условие: этот уголек вы должны взять в том доме, в той семье, где никто никогда никого не терял». И ученики пошли в город.
Они обошли каждый дом в городе и в каждом доме его обитатели рассказывали о том, как они кого то потеряли и какое горе они пережили. Братья ходили долго-долго, обошли каждый дом, но вернулись к учителю без уголька.
Старший брат сказал: «Учитель, я понял, это процесс бытия и когда-то кого-то мы теряем. Мы обошли весь город и каждый рассказывал нам о своих утратах». И приступил к занятиям. Но младший брат не справился с этим горем и ушел. Он уединился в своем доме и перестал со всеми общаться и тихонечко жил в своем уединении, продолжая горевать по своим родителям. Однажды к нему пришел старший брат. Они сели вместе на ступеньках на пороге дома, он обнял его за плечи и сказал: «Брат, ты несешь свое горе как тяжелую ношу. Но когда человек долго несет очень-очень тяжелый груз, то этот груз может его сломать. Лучше поделиться этим грузом с другими. И тогда этот груз станет легче и ты станешь сильнее».
Эта притча о том, что нужно разделить горе с другими в душевном разговоре, как в случае с младшим братом. Делиться своим горем и своим состоянием совершенно необходимо, чтобы не сломаться.
3) опыт;
Упражнение «Линия жизни». Представьте, что лист – это холст вашей жизни, от момента рождения до какого момента, который мы называем сегодня. Поставьте на нем точку начала вашей жизни, возможно в начале листа. Нарисуйте кардиограмму - линию вашей жизни (лист формата А4 в горизонтальной ориентации). Упражнение выполняем, опираясь на свои душевные чувства и переживания, спонтанно и не задумываясь, поверив своей руке и отпустив сознательное влияние на нее.
Попытайтесь распознать вашу картинку. Вы заметили, что в линии есть некоторые спады, сложные ситуации, кризисы и подъемы. Не сильно погружаясь и задумываясь, опишите временные рамки этих спадов на рисунке и возможно их кодовые (символические) названия. Выделите ключевые события вашей жизни, которые как вам кажется, повлияли на нее. Это не обязательно эмоционально тяжелые переживания, это могут быть спокойные события, но для вас они оказались знаковыми.
Вопросы:
1. Вспомните глобальный кризис 90-х годов, обусловленным распадом Советского Союза? Нашел ли этот кризис свое отражение на вашем графике?
2. Что помогало вам (вашей семье) выжить в тех условиях? Что у вас получилось тогда в 90-х годах в сложной ситуации?
3. Какое влияние это событие оказало на вашу жизнь?
Упражнение: «Мне – 80 лет!» Представьте себя 80-летним, когда жизнь удалась, вы находитесь в приятном месте и перебираете в памяти события прошлых лет. И вспоминаете и этот период, когда вам было столько лет, сколько сейчас и ваша жизнь была сложной и непредсказуемой. Посмотрите на себя глазами 80-летнего мудрого человека и дайте себе важный совет, что бы вы себе сказали с высоты прожитых лет, жизненного опыта?
4) вера – это та точка опоры, на которую можно опереться.
5) тело/ деятельность;
Примером может служить езда на велосипеде, которую большинство из нас осваивает в детстве. Наше тело «помнит» навыки езды на велосипеде, приобретенные в детстве, точно также тело «помнит» стрессовые ситуации - ощущения, пережитые в них могут, сохраняться в виде мышечных зажимов.
Упражнение 3. Встаньте со стула. Стряхните напряжение со всех частей тела. Подвигайте телом, начиная со стоп, икроножных мышц, колен, поясницы, стряхните напряжение в шее, сделать легкий массаж. Сделать несколько сбрасывающих с плеч движений. Представьте, что муха села вам на правую бровь и ее нужно сбросить бровью.
Работа со стопами является важным элементом для ощущения устойчивости в кризисе: проминание, походка, перекаты, стучание.
Работа со стопами
Красивый и наглядный пример того, какая зона стопы связана с каким органом.
1. Сидя на стуле, взять стопу и начать ее проминать. Упражнение улучшает заземление – возможность чувствовать свои стопы, опору на землю, возвращает устойчивость и чувство реальности. Если трудно общаться с человеком, сконцентрируйте внимание на своих стопах, это придаст уверенности.
2. Встаньте и походите по комнате на пятках, вжимая их в пол. Поменяйте положение и пройдитесь по комнате на носочках; затем на внешней стороне стопы, как косолапый мишка, и на внутренней стороне стопы. В завершение – сделайте перекаты с пятки на носок вместе с дыханием: на вдохе – подымаемся на пятку, на выдохе – подымаемся на носок.
3. Для отреагирования агрессии можно постучать стопами.
4. Дыхание, которое позволяет наполнить тело силой и энергией. Делаем вдох и на счет «раз и, два и …» считаем, сколько секунд длиться вдох, выдох, пауза. Суммируем, делим на 4. В таком режиме дышим 1 минуту, например, 3 сек. вдох, 3 сек. - задержка после вдоха, 3 сек. – выдох, 3 сек. – задержка после выдоха.
5. Важно чувствовать в стрессовых ситуациях стук сердца, для этого положите руку на сердце и прислушайтесь к его стуку. Стук сердца успокаивает и помогает настроиться на себя, а не на ситуацию, которая развивается вовне.
6. Важно в ситуации стресса выпрямить позвоночник, тело, почувствовать его. Для этого скрещиваем руки над головой, отводим их назад, выпрямляя позвоночник. Также можно опустить голову вниз (согнуться) с постепенным разгибанием как будто вылазим из-под панциря.
6) чувства
С помощью каких упражнений преодолеть чувство беспомощности? Чувство беспомощности помогает преодолеть чувствование своих стоп, биение сердца. Также можно взять мягкую игрушку или поверхность, приятные на ощупь (мех, бархат, шерсть животных), притрагиваться к ним, концентрируясь на тактильный ощущениях, чувствовании рук. Также можно прикладывать мягкую игрушку или подушку к области пупка, живота, благодаря этому упражнению возвращается чувство безопасности, которым можно напитываться. Эффективно опираться на стену и чувствовать свою стену, дает чувство опоры.
В состоянии сильного стресса помогает работа с пластилином, глиной.
!!! Одним из самых эффективных способов работы со страхами, стрессами в любом возрасте являются прикосновения, объятия, ласки. Человек часами может говорить о любви, поддержке, но ничто не заменит прикосновения и объятия.
Объятие «медведица» можно применять в ситуации особой агрессии со стороны ребенка, когда он бьется в истерике, важно подойти и объять ребенка чуть-чуть сильно и постоять в такой позе несколько минут, это успокаивает, облегчает, снижает уровень агрессии. Родителям важно также «подзаряжаться» таким образом друг от друга, от своих родителей. Это приносит уверенность, спокойствие.
Светлана
Мудрые мысли