Аничков мост – всемирно известный и самый запоминающийся и узнаваемый мост Санкт-Петербурга. Знаменитый своими восхитительными конными скульптурами Клодта и окруженный великолепными дворцами (одноименный Аничков, Шуваловский, Шереметьевский, дворец Белосельских-Белозерских), он является творением немецкого художника и архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Изображения Аничкова моста встречаются в произведениях живописи, фотоработах. А композиция «Укрощение коня» - один из символов Северной столицы.
Длина сооружения – 54,6 метра, ширина – 37,9. Переправа переброшена по Невскому проспекту через реку Фонтанку. Сейчас это неразводной каменный мост, но так было не всегда. По словам историков (к сожалению, изображений не сохранилось), первоначально это была типовая деревянная переправа легкой конструкции.
Мост был открыт в мае 1716 года по указу Петра I. Переправа здесь была просто необходима: Фонтанка с ее заболоченными берегами местами разливалась до 200 метров, что представляло серьезную преграду, а наводнения тогда не были редкостью.
В то далекое время это была окраина Петербурга, где брали плату за въезд и проверяли документы, а на ночь шлагбаум опускали. Кстати, рассчитаться можно было не только деньгами, но и камнями, которыми мостили улицы и дороги. Тогда они были грунтовыми, а после частых дождей становились малопроходимыми. Спрос на камни был настолько велик, что в 1714 году Петр I своим указом ввел «каменную пошлину», когда каждый въезжающий в столицу был обязан привезти определенное количество камней.
Строили переправу люди инженерного батальона под командованием подполковника Михаила Аничкова, благодаря которому мост получил свое название. Кстати, ударение правильно ставить на второй слог: АнИчков. Это неофициальное название настолько прижилось, что все попытки властей переименовать мост в Невский, остались безуспешными.
В 1721 году мост полностью перестроили: расширили и сделали разводным, т.к. Фонтанку углубили, и на реке развилось судоходство. Днем переправу разводили для пропуска судов, ночью - чтобы не забегали волки.
В сыром климате мост быстро ветшал, поэтому в 1726 и 1742 годах он пережил капитальный ремонт, а в 1749 году архитектор Волков выстроил деревянный мост заново.
С развитием торговых путей столица стала активно застраиваться, отодвинулись границы города, стали обустраиваться берега малых рек, каналов. Тогда же начали возводить каменные мосты вместо деревянных, и в 1785 году Аничков мост становится одним из первых в городе каменных переправ.
Однако спустя несколько десятилетий мост стал узок, и возникла необходимость в его реконструкции. Так, в 1841 году мост перестал быть разводным и обрел современный вид. Надо заметить, что строительство было завершено всего лишь за 7 месяцев. Литую решетку моста Шинкель декорировал мифическими водными конями и русалками. Появились пьедесталы для ваз, как предполагалось первоначально, но вместо них установили четыре конные скульптуры барона Клодта. Эта композиция символизирует человека, покорившего природу. Мост очаровал горожан своим великолепием, они собирались толпами полюбоваться им, а в газетах появились восторженные отзывы.
Однако рекордно короткие сроки, за которые был возведен мост, отрицательно сказались на качестве сооружения, и уже через 2 года инженерной службой была зафиксирована деформация сводов. Затем на протяжении 40 лет разрушительный процесс продолжался, а в 1902 году состояние моста стало угрожающим. Его отремонтировали и облицевали розовым кирпичом в 1906-1908 гг., сохранив прежний облик (архитектор Щусев).
Кони Клодта не были вывезены из города в начале войны, поэтому их поместили в ящики и закопали. Гранитные парапеты и перила моста пострадали от артиллерийских налетов, а вмятину от снаряда на одном из парапетов специально не стали реставрировать. В 2001-2001 гг. кони покидали мост для реставрации к 300-летию Северной столицы. В 1990-х была полностью заменена решетка, а последняя реконструкция моста проводилась в 2007-2008 гг.