Основание концерна Toyota традиционно относят к 1933 году, когда в фирме Toyoda Automatic Loom Works, до этого производящей изделия из ткани, а не автомобили, появился отдел автомобилестроения. Его возглавил старший из сыновей собственника фирмы Сакичи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda), кому и обязан сегодня известнейший бренд Toyota своей громкой славой. Для запуска первоначального автомобильного производства послужили доходы, полученные от реализации патента на ткацкие станки британской фирмы Platt Brothers.
В 1935 году был разработан самый ранний легковой автомобиль, так называемая, модель A1 (далее АА) и грузовой автомобиль Model G1, а уже в следующем году модель АА была пущена на конвейер. В тот же год первые автомобили ушли на экспорт — 4 грузовых автомобиля поехали на север Китая. И уже в следующем году отдел автомобилестроения вырос в самостоятельный концерн Toyota Motor Co., Ltd. Это краткая историческая справка возникновения концерна Toyota до войны.
В 1947 году, в послевоенный период, компания запустила серию своей новой разработки — Toyota Model SA, а спустя 3 года, во времена глубочайшей мировой депрессии, в фирме произошел первый и последний протест сотрудников. Итогом этого протеста явилась смена внутреннего распорядка компании, департамент сбыта теперь представлял самостоятельную фирму — Toyota Motor Sales Co., Ltd. Несмотря на это, после Второй Мировой Войны, когда японская отрасль автомобилестроения, равно как и другие, являлась убыточной, фирме Toyota удалось выйти из финансовых затруднений с минимальными убытками.
В середине столетия Таичи Оно (Taiichi Ohno) придумал эксклюзивную технологию регулирования производственных процессов («камбан»), избегающей разнообразных убытков — материальных, временных, технических. Технология была реализована в 1962 году во всех отделениях компании Toyota, подтвердив свою действенность и приведя группу Toyota к мировой известности.
В 1952 году скончался основатель концерна — Киичиро Тойода. К тому моменту компания уже получила свой расцвет. В эти года активно создавались фирменные проекты компании, анализировался рынок, дополнялись новые модели — был создан автомобиль повышенной проходимости Land Cruiser, Crown, пользующийся популярностью до сих пор, а в американских штатах возник концерн Toyota Motor Sales, U. S. A., осуществляющий поставку моделей Toyota для местного населения. Стоит отметить, что изначально поставка машин Toyota в Америку завершились печальным образом, тем не менее, проанализировав причины, компании Toyota удалось это исправить.
В 1961 году разработан автомобиль Toyota Publica — маленький ресурсосберегающий автомобиль, моментально завоевавший признание. В 1962 году компания выпустила миллионный экземпляр. В 60-х годах японская экономика пошла в рост, в результате чего росла и реализация продукции. У компании появились представительства на внешних рынках — на Западе, Востоке и Африке. Подтянулся и американский рынок — автомобиль Corona, поставки которого осуществлялись в США с 1965 года, моментально завоевал популярность, став наиболее востребованной среди экспортируемых моделей Toyota. В 1966 году компания произведет свой культовый автомобиль — Corolla, мировая популярность которого не теряется до сих пор, и, кроме того, подпишет выгодное сотрудничество с японским концерном Hino, также являющимся изготовителем автомобилей. Далее Toyota продолжит сотрудничать с компанией Daihatsu в 1967 году.
70-е годы вошли в историю созданием дополнительных предприятий и непрерывным изобретением новых технологичных процессов, внедрением на бюджетные модели функций, первоначально предназначенных исключительно для эксклюзивных моделей. Запускается серия новых автомобилей Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Tercel впервые получил передний привод среди прочих японских марок. К 1972 году было произведено 10 миллионов экземпляров Toyota. Пройдя через денежные затруднения и депрессию в энергетике, экономя на сырье в результате требований правительства ввиду экологичности производства, создала действенную систему выхлопов, улучшив внутренний климат в компании, начала новый этап своего развития.
В 1982 году происходит слияние двух фирм Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. в один концерн Toyota Motor Corporation. В тот же год запускается производство автомобиля Camry. Теперь уже ни у кого не оставалось сомнений, что Toyota является мощным игроком на автомобильном рынке, занимая бронзу в производстве автомобилей во всем мире. В 1983 году Toyota начинает сотрудничество с компанией General Motors, а в 1984 году они вместе начинают изготавливать автомобили на их американском заводе. В то время закончилась первоначальная ступень постройки специальной площадки для испытаний автомобилей Шибецу, закончившийся к 1988 году. Кроме того, в 1986 году был произведено 50 автомобилей под брендом Toyota. Разрабатываются другие автомобили: Corolla II, 4Runner и Corsa.
Главной новинкой 80-х годов считается возникновение суббренда Lexus, выпущенного компанией Toyota и предназначенного для премиум-сегмента. До его появления японские автомобили считались наиболее доступными, маленькими, ресурсосберегающими и бюджетными моделями; изобретение Lexus внесло корректировку в такое представление об автомобилях. В 1989 году, т.е. уже на следующий год после создания марки Lexus, были сконструированы и запущены в производство, а вскоре и на реализацию, следующие автомобили: Lexus LS400 и Lexus ES250.
1990 год вошел в историю основанием фирменного департамента дизайна — Tokyo Design Center. В тот же год в СССР впервые появляется центр обслуживания. Toyota продолжает завоевывать общемировой рынок, создавая новые представительства по всему миру и совершенствуя работу уже имеющихся. Помимо всего прочего, компания продолжает вести научные разработки технического характера; создаются новые представительства Toyota System Research Inc. (вместе с Fujitsu Ltd., в 1990 году), Toyota Soft Engineering Inc. (вместе с Nihon Unisys, Ltd., в 1991 году), Toyota System International Inc. (вместе с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp., в 1991 году) и другие. В 1992 году обнародованы Toyota Guiding Principles — основы деятельности концерна, представление внутренней политики компании.
Кроме этого, опубликована Хартия Земли (The Earth Charter) — разработки в области экологичности производства автомобилей. Понятие экологичности имела большое значение для Toyota; применялись различные меры, направленные на улучшение экологии, и в 1997 год ознаменовался выходом автомобиля Prius с гибридным двигателем Toyota Hybrid System. В дальнейшем гибридные двигатели попали также на автомобили RAV4 и Coaster.
90-е годы также характеризуются выпуском 70-миллионного экземпляра в 1991 году, а через 5 лет уже 90-миллионного. В 1992 году был создан Toyota Training Center в городе Владивосток, подписаны соглашения с компаниями Ауди и Фольксваген, а в 1995 году происходит разделение продукции в долях между Toyota, Hino и Daihatsu, а также разработка инновационного делового решения и производство двигателей нового поколения с изменением фаз газораспределения (VVT-i). На следующий год создается московский Toyota Training Center и выпускается четырехтактный бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива (D-4).
Еще через год разрабатывается автомобиль Raum, а в 1998 году Avensis, а также модернизация популярного автомобиля повышенной проходимости Land Cruiser 100. В тот же год Toyota начинает владеть контрольным пакетом акций Daihatsu. 100-миллионный экземпляр Toyota сходит с конвейера в 1999 году. 2000 год запомнился ростом популярности автомобиля Prius, продав свыше 50 тысяч его экземпляров на разных рынках и модернизацией RAV4. 2001 год ознаменован реализацией 5-миллионного экземпляра Camry на американском рынке. Прошлым летом создается российское представительство “Toyota Motor”, а зимой этого же года реализация Prius достигает 80000 экземпляров.
Сегодня Тойота — главнейший автоизготовитель во всем мире. Кроме того, она занимает ведущие позиции на японском автомобильном рынке, производящая свыше 5.5 миллионов автомобилей ежегодно, в пересчете на время это около 1 автомобиля за 6 секунд. Концерн Toyota включает в себя несколько фирм, занимающихся разными видами деятельности. В 2002 году Тойота стала участником гоночных соревнований Formula 1, что явилось для нее новым достижением.