Шлифование - один из старейших методов. Впервые он был использован в доисторические времена при изготовлении оружия и инструментов методом трения о дерево, камень, кость и прочие твердые абразивные породы. Современный шлифовальный круг - инструмент, содержащий сложную смесь различных абразивных ингредиентов, которые тщательно смешиваются и наносятся на режущие части приспособления. Сегодня используют модернизированные абразивные круги, вращающиеся на высоких скоростях для шлифования коленчатых, распределительных валов, маховиков, пластин сцепления, седел клапанов, фаски и десятков других частей. Основные методы шлифования не сильно изменились, выросла скорость процесса, качество отделки и продуктивность.
Алмаз, самый прочный известный материал, в три раза прочнее абразивных кругов из карбида кремния. Алмаз также обладает теплопроводностью в шесть раз выше карбида кремния и оксида алюминия, что позволяет использовать высокоскоростные шлифовальные круги без чрезмерного накопления тепла в изделии.
Нитрид бора - следующий по твёрдости материал; в 2,5 раза прочнее оксида алюминия, выдерживает более высокие температуры чем алмаз (1400 °С против 700 °С), а хороший проводником тепла, имеющий теплопроводность в четыре раза выше оксида алюминия. Менее дорогой, чем алмаз, популярный абразивный материал для измельчения твердых сталей, жаропрочных сплавов, чугуна. Широко используется при шлифовании коленвалов, распредвалов и других деталей, требующих качество, точность обработки.
Для шлифования фаски клапана существует много различных типов камня, из которых можно выбрать: общего назначения серые камни для грубой и финишной обработки, рубиновые камни для общей обточки, голубые камни для высокопроизводительных бериллиевых мест, перечные камни для хромированных сидений клапанов, белые и серые камни для общего назначения финишной обточки.
Когда фаска клапана не концентрическая, рассогласование поверхностей фаски и седла приводит к нарушению уплотнения клапана, вызывая утечку давления. Недостаток концентричности вызывает изгибание штока каждый раз при работе клапана. За тысячи километров это приводит к усталостному разрушению штока клапана. Не концентрический клапан нагревается сильнее с одной стороны, увеличивая риск прогара и эрозии седла.
Грубая обработка приведёт к задирам и быстрому износу компонентов, плохому уплотнению. Равномерная, неторопливая работа позволит удалить неровные пики и задиры. Во время использования необходимо контролировать давление нагрузки. Вращение должно быть постоянным, без рывков. Ведь наша цель слегка зачистить края, удалив неровности.
ВНИМАНИЕ: Не переусердствуйте при шлифовании. До шестнадцати вращений достаточно для приведения обрабатываемой поверхности к гладкому состоянию, сохранив износостойкость и уплотнение давления в цилиндре.
Не спешная работу завершит отделку фаски. Уплотнение восстановится, позволив снизить выбросы и предотвратив преждевременный износ клапанов. Теперь имея инструмент и знания, можно довести шлифование до совершенства, оттачивая мастерство.
Ошибки шлифования
Применение неправильного типа инструмента для шлифования приводит к проблемам снижения поверхностного трения и долговечности деталей. При шлифовании необходима охлаждающая жидкость. При отсутствии охлаждения возможно оплавление детали, задиры. Кроме того, сухое шлифование сокращает срок службы используемых инструментов! Поток охлаждающей жидкости должен быть непрерывным. Жидкостное охлаждение удаляет стружку и частицы абразивного материала, помогая смазывать поверхность, осуществляя равномерный срез.
Высокое качество отделки шлифования является обязательным условием. Причины, указывающие на необходимость улучшения поверхности: изменение цвета детали, зазубрины на заготовке, изменение окружности, деформация заготовки из-за чрезмерного нагрева.
Меры безопасности при шлифовании
Применять защитные очки во избежание травм глаз. Не применяйте максимальную силу нажима.