Усилитель мощности для авто – это одно из основных устройств аудиосистемы. Он получает слабые сигналы от линейного выхода источника сигнала и увеличивает его уровень до величины, необходимой для работы оконечных устройств, которыми являются динамики.
Усилитель функционально обычно состоит из четырёх основных частей: устройство, обеспечивающее питание усилителя, устройство обрабатывающее входной сигнал, предусилитель с корректором и блок усиления мощности.
Устройство, обеспечивающее питание усилителя – это схема, формирующая и вырабатывающая напряжения для питания всех узлов усилителя.
Устройство, обрабатывающее входной сигнал, усиливает и сравнивает сигнал, пришедший на вход усилителя от автомагнитолы, с сигналом на выходе усилителя мощности для его корректировки и минимизации искажений усиливаемого сигнала. Дополнительно приходящий сигнал усиливается до уровня, требующегося для нормальной работы следующего устройства усилителя.
Предусилитель с корректором производит фазовое расщепление входного сигнала на два противофазных и увеличивает уровень сигнала до необходимого для работы следующего устройства – блока усиления мощности.
Последним устройством усилителя является усилитель мощности, который, по большому счёту, и определяет энергетические и качественные показатели всего автомобильного усилителя. В зависимости от класса работы этого узла, и получаются коэффициент полезного действия, уровень нелинейных искажений, выходная мощность всего усилителя.
Рассмотрим классы работы усилителей мощности.
Класс А.
КПД такого усилителя очень низок и находится в пределах 20-30%. Это значит, что, потребляя от бортовой сети автомобиля мощность 100 ватт, такой усилитель не сможет отдать более 20-30 ватт полезной мощности. Вся остальная потреблённая мощность превратится в тепло на компонентах усилителя. Однако класс А характеризуется минимальными искажениями сигнала при усилении. Усилители этого класса редко используются в автомобильных аудиосистемах из-за высокой стоимости при низкой выходной мощности. В основном это Hi-End ламповые усилители очень дорогих аудиосистем.
Класс В.
КПД этих усилителей почти вдвое выше, чем у усилителей класса А. Вместе с тем, искажения усиливаемого сигнала в этих усилителях возрастают до значений, делающих их непригодными для использования в автомобильных аудиосистемах.
Класс С.
Такие усилители имеют довольно высокий КПД (около 75%), что делает их очень экономичными. Однако, работа усилителя в классе С настолько увеличивает искажения усиливаемого сигнала, что, без применения специальных мер, делает такие усилители абсолютно непригодными для усиления звукового сигнала.
Класс АВ.
Это усилители, работающие в промежуточном режиме между классами А и В. Экономичность таких усилителей выше, чем усилителей класса А, а искажения усиливаемого сигнала значительно меньше, чем у усилителей класса В. Основная масса Hi-Fi усилителей для автомобильной акустики работает в этом классе.
Ну и, наконец, класс D.
Это усилители с цифровой обработкой сигнала и, одновременно, самые современные. Ввиду высокой экономичности, эти усилители самые компактные, что даёт им преимущество в сегменте автомобильных аудиосистем. Хотя, пока ещё, усилители этого класса встречаются не часто, уступая первенство по количеству аналоговым усилителям класса АВ.
seatramp (Сергей Петрович)