Покупая подержанный автомобиль, первое, на что обращают внимание это на пробег автомобиля. Но не стоит бездумно доверять цифрам на одометре. Во-первых, прежний владелец может просто «скрутить» нужное ему количество километров, а, во-вторых, даже подлинные цифры пробега не отображают подлинного состояния машины. Поэтому при оценке автомобиля надо обращать внимание на многие другие детали машины, а пробег, принять за базовый условный показатель.
Кузов – самая дорогущая и видимая часть машины, на которую сразу обращают внимание покупатели. Показатели некачественного ремонта кузова, это когда обнаруживаются неодинаковые зазоры между сопрягаемыми деталями, когда плоскости кузовных деталей не совпадают, когда обнаруживается краска в местах, где по определению ее не должно быть (под уплотнителями стекол и дверей по всему периметру, в труднодоступных местах бамперов, покрышек и дисков). Все эти признаки наводят на мысль, что машина, возможно, побывала в аварии.
Посмотрим на болты дверей и петли, крышки багажника и капота. Если на них будут присутствовать царапины, то их, скорее всего, снимали для покраски или рихтовки вмятин. Есть специальные приборы, которые позволяют оценить возраст машины по степени изношенности кузова от коррозии. По мнению многих специалистов, коррозия в среднем уничтожает металл, который не имеет цинкового покрытия, в год до 0,1 мм. Антикоррозионная защита на машинах нашего автопрома позволяет рыжим пятнам проявляться уже через два года по всему кузову. По пятнам ржавчины обычно находят место ремонта.
Стекла тоже могут проинформировать вас о том, был ли автомобиль в аварийном ремонте. В маркировке, как правило, указывается дата изготовления, что можно сравнить с годом выпуска машины. Под логотипом производителя слева от вертикальной линии одной цифрой указывается год изготовления стекла. Лобовое стекло не должно вызывать у вас беспокойства. Его меняют часто. Например, из-за появления трещин, которые появляются от камней, летящих из-под колес машин, едущих впереди вас.
Двигатель – вторая дорогая часть машины после кузова. Одна из главных причин плохой работы двигателя, на которую следует обратить внимание - это падение компрессии. Для наших машин потеря компрессии на 1,5 кгс/см, соответствует приблизительно 100000 км пробега. Выходящий из выхлопной трубы сизый дым показывает, что уплотнение клапанов уже отработало около 75000 км. Масляные следы в воздушном фильтре и, идущий дым из картера через вентиляционный шланг говорит о том, что автомобиль прошел приблизительно 100000 км.
Посторонний шум в месте расположения подшипников генератора – факт большого пробега. Главный параметр, определяющий износ двигателя, это шатунно-поршневая группа и ее состояние. Посторонний шум подшипников, нечеткая работа синхронизаторов, это говорит о том, что коробка передач участвовала в пробеге не менее 80000. км.
Подвески и детали рулевого управления относительно не очень дорогие, их часто меняют, если своевременно не заметят разрыв пыльника. Разрыв пыльника влечет за собой появление грязи внутри шарниров, что приводит к их быстрому износу. По наличию новых деталей на машине можно приблизительно судить о пробеге машины. Наконечники рулевые обычно заменяют новыми через 30000-40000 км пробега, рулевую систему – через 100000-120000 км.
Тормозная система тоже может проинформировать вас по степени своего износа о пробеге. Передние тормозные диски на наших машинах обычно заменяют к 70000-80000 км. Ресурс задних колодок в среднем 60000-80000 км. Если при стандартном количестве щелчков он не поддается регулировке, значит, износ колодок максимальный. Когда вы натягиваете трос, рычаг обычно издает три-пять щелчков. Если натяжение троса перетянуто или, недотянуто, необходима его регулировка путем ослабления или натяжения.
Оценка пробега машины, таким образом, является приблизительной и, конечно же, может дать погрешность в 10000-20000 км, но такая ошибка является допустимой.