Поначалу их организовывала для себя американская «золотая» молодежь, которая могла позволить себе купить дорогие мощные автомобили и в соревновании выяснить, чей же все-таки «круче». В таких состязаниях одновременно принимали участие в основном два автомобиля: ровно столько позволяла вместить ширина дороги. Побеждал тот участник, чей автомобиль приходил первым. В этот период времени в Америке стали производиться «muscle cars» - мощные автомобили, «заточенные» под любителей скоростной езды.
Со временем возник вопрос: как выигрывать в соревнованиях, если в них участвуют два автомобиля с одинаковыми характеристиками, которые в автоиндустрии являются единственными самыми мощными. Терялся весь смысл состязания. Вот тут-то и приходилось любителям скорости подключать свою фантазию и предпринимать какие-то меры для улучшения технических характеристик своего «любимца». Для облегчения массы Мустангов и Корветов из них выбрасывалось все лишнее, устанавливались механические нагнетатели и растачивались цилиндры для увеличения рабочего объема двигателя. Так зарождался тюнинг.
В Европе это явление в первую очередь нашло свое место в технически развитой стране Германии. Здесь, как и за океаном, стали устраиваться гонки, называемые «кузовными чемпионатами», которые демонстрировали собравшимся зрителям возможности усовершенствованных авто. Из кузовов таких машин выбрасывалось все абсолютно не нужное во время соревнования, вплоть до задних сидений. Устанавливался аэродинамический комплект, состоящий из «бороды» и «юбки» (так ныне называются передние и задние обвесы на бампере), а также антикрыло. Именно такой комплект многие сегодняшние автовладельцы считают базовым тюнингом.
Эта инновация, бодро перескочив через «железный занавес», оказалась и в Советском Союзе. По примеру западных коллег в «стране Советов» стали модифицировать практически любые отечественные марки автомобилей. Усовершенствовались силовые агрегаты, устанавливались аэродинамические комплекты. Советский автолюбитель, не желая «усредняться» и оставаться в «серой» массе, пытался любыми способами стилизовать свое авто.
Сколько было придумано изобретательными умами: оплетение руля, которое делалось собственноручно из использованных капельниц или разноцветных телефонных шнуров, насадки на ручку коробки передач в виде розочек, черепов, пауков или медвежьих лап. На заднее стекло крепилась черная пластиковая решетка. Некоторые автолюбители стелили домашние ковры на пол, делали подкладки из массажных роликов для сидений, устанавливали клаксоны вместо обычных сигналов. Добавлялись противотуманные фары, дополнительные задние стопы, катафоты и молдинги, наклейки, резиновый антистатик и еще столько всего разного, что можно перечислять, наверное, бесконечно.
Говоря об этих отечественных доработках своего авто, скорее всего мы подразумеваем не тюнинг в исконном его смысле, а стайлинг, то есть внешнее и внутреннее декоративное изменение вида автомобиля, которое не усовершенствует его в техническом плане. Современные тюнинговые ателье предлагают огромное количество средств для стилизации авто. Производится отделка салона под карбон, дерево, металл. Заменяется внутренняя обивка и руль. Устанавливаются анатомические сидения, накладки на педали, неоновые подсветки, дополнительные приборы, ну и, конечно, «музыка». Снаружи автомобиль могут украшать литые колесные диски, аэродинамические комплекты, «навороченная» оптика, зеркала, винило- или аэрография.
Наиболее важными и ответственными являются технические изменения. Поэтому этот вид тюнинга требует особого внимания со стороны его производителя, ну и бдительности владельца. Под техническим тюнингом подразумевается установка спортивной подвески, усиление кузова за счет дополнительных специальных балок или каркасов, оборудование автомобиля низкопрофильной резиной, спортивной тормозной системой, спортивным сцеплением, выхлопной системой. Может быть установлена турбина и проведено форсирование двигателя, так называемый «чип-тюнинг».
Повсеместное появление тюнинговых фирм говорит о том, что эта сфера технической деятельности выросла в целую гигантскую индустрию во всех странах мира. Среди огромного количества тюнинг ателье есть компании, которые по праву считаются лидерами этого рынка. К ним относятся:
- компании Alpina и Schnitzer, которые занимаются усовершенствованием автомобилей BMW;
- компании Carlsson, Brabus, Lorinser которые занимаются «доводкой» автомобилей Mercedes, а также AMG, которая уже давно объединилась с этим титулованным концерном;
- компания Irmscher работет с Opel;
- компании «Strosek» и «Gemballa» с Porsche.
- компания «Startech», которая была ответвлением фирмы Brabus, доводит «до ума» американские автомобили Chrysler, Dodge и Jeep.
И это далеко не полный перечень всех знаменитых тюнинг компаний, которые заняли свою нишу в этом сегменте. Остается надеяться, что скоро среди них мы увидим и отечественные фирмы, специалисты которых уже сейчас могли бы дать фору любому зарубежному профессионалу. Нужно только дать им возможность себя проявить.
Автор: dobryanov (Влад Добрянов)