Сегвил (он же моноколесо, он же уницикл, он же моноцикл, он же моногироцикл, он же мономотоцикл, он же моноскутер, он же моносигвей, но не путать с электросамокатом, хотя иногда их и так пытаются называть) - электрический одноколесный самобалансирующийся самокат (скутер).
Это транспортное средство еще очень молодое, впервые в мире оно появилось в Соединенных Штатах в 2012 году. Наиболее распространенное применение оно нашло в Китае в качестве городского и прогулочного личного транспорта. Теперь активно популяризуется и в России.
Происходит название «Сегвил» от английских Segway (Сегвей или Сигвей - электрический самобалансирующийся двухколесный самокат) и Wheel (Колесо). При их сочетании получается «Одноколесный Сигвей». Сегвил дает своему водителю возможность стать вместо простого пешехода более «продвинутым» участником дорожного движения. Он позволяет передвигаться дальше и быстрее с меньшими затратами энергии. Процесс обучения катанию на нем считают достаточно простым и быстрым, за 15-20 минут организм успевает выработать рефлексы, нужные для поддержания равновесия и баланса. Однако реальные отзывы о моноколесах указывают на более продолжительное время обучения и тренировки. Но все зависит от обучаемого, кому-то это дается быстрее, а кому-то дольше.
Колесо электро-уницикла и его подвеска смонтированы в корпусе из прочного пластика или легкого металлического сплава. Для переноски моноцикла на корпусе имеется ручка. На панели управления установлены кнопка включения/отключения, разъем для подзарядки аккумулятора и индикатор уровня его заряда. Справа и слева на корпусе симметрично установлены две подножки (обычно складывающиеся), на них и располагается райдер (пользователь, водитель). Внутри электро-моноколеса мощный (250-2000 Вт), малошумный электродвигатель. Для регулировки баланса колес в корпус встроены гироскопы, а в качестве источника электропитания - аккумуляторные батареи. Такой одноколесный скутер двигается одинаково в обе стороны.
При включении питания гироскопы начинают вращаться и поддерживают баланс колеса относительно оси. Водителю же остается удерживать баланс тела относительно колеса. Управление движением осуществляется смещением центра тяжести системы моноцикл-райдер. При смещении центра тяжести вперед гироцикл ускоряется, назад — замедляется или меняет направление движения. Повороты осуществляются за счет наклона тела в стороны, как на велосипеде. При полной остановке райдер опирается на одну ногу, так же как при катании на велосипеде или скутере. Некоторые модели имеют выдвигающуюся ручку, за которую можно держаться при движении, но это скорее исключение, чем правило.
Почти все современные модели одноколесных электроскутеров обладают схожими техническими характеристиками. Диметр колеса обычно 16 дюймов, реже 12 или 18 дюймов. Их вес в диапазоне 8-18 кг, максимальная заявленная развиваемая скорость движения 10-20 км/ч (причем скорость ограничивается (стабилизируется) электроникой принудительно, чтобы не создавать перегрузок и аварийных ситуаций), продолжительность работы от одной полной зарядки батареи – 45-80 минут, продолжительность зарядки 1-2,5 часа.
Маневренность хороших моноколес впечатляющая: спецы на нем легко выполняют змейку, крутятся на площадке радиусом всего в 0,5-1 метр, гоняют задним ходом. Возможности разворота зависят от расположения подножек. Чем они ниже установлены, тем более устойчива модель, но больше радиус разворота. За счет применения надувной шины демпфируются колебания на неровном покрытии, грунтовых тропах и на гравии. При некоторой сноровке возможно взбираться даже на невысокие бордюры.
Цены на моноколеса имеют достаточно ощутимый разброс, в зависимости от брэнда и технических характеристик, и находятся в приблизительных пределах цен на обычные двухколесные скутеры. Дешевые модели послабее в характеристиках, более дорогие – сильнее, это, в общем-то, закономерно и логично.
Основные крупные производители электрических гироциклов, набирающих хорошие отзывы: Solowheel, Airwheel, IPS, Rockwheel, Inmotion, Weerda, CXM, Ninebot, Cocowheel, Legway, есть и другие.
Сравнительный обзор популярных моделей
Сегвилы потихоньку начали вытеснять своих предков – сигвеи. Что примечательно, многие компании, выпускающие сигвеи, переориентировались на выпуск моноколес: IPS, Immotion, CXM и другие. Вот он, краткий обзор самых популярных производителей моноциклов и отличия между ними.
На какие характеристики следует обращать внимание
Сперва очертим круг качеств, которыми должен обладать уницикл:
· Мощность мотора;
· Мощность контроллера;
· Продолжительность заряда батареи;
· Крутящий момент;
· Максимальный вес, который выдерживает колесо;
· Стабилизация и поддержка горизонта – должны быть идеальны вне зависимости от рельефа местности.
Помимо этого, каждый моноцикл из рассматриваемых, а это продукты брендов Solowheel, Airwheel, IPS, CXM, Ninebot, Legway - обладает своими параметрами.
Solowheel – пионеры среди моноколес
Американская компания Inventist одна из первых презентовала свой гироцикл – легкое колесико Solowheel, которое сохраняет устойчивость на любом, даже мокром покрытии. Мощность этого мономотоцикла достигает 1500 Ватт, в полтора раза больше, чем базовая модель Airwheel X8. Скорость колеса в среднем до 18 км/час, что почти в 4 раза быстрее, чем двигается пешеход.
Основное преимущество, которым обладает этот моноскутер – возможность перемещаться на расстояние до 15 км без подзарядки. А это, как показывает практика, дистанция 85% наших повседневных маршрутов.
Airwheel vs IPS
Следующие две компании мы решили рассмотреть вкупе. И выбрали для этого такие параметры, как цена, скорость, дальность хода и вес плюс максимальная нагрузка:
1. Моносигвей от Airwheelможно купить от 29 000 рублей (третья модель), IPS назначают цены от 25 000 рублей (модель 103). Также каждый производитель предлагает свой одноколесный Сигвей в классе люкс – например, IPS 111 за 47 тысяч против Airwheel Q3 Max за 49 тысяч. Здесь ничья.
2. Электрический одноколесный самобалансирующийся самокат от Airwheel движется со скоростью в среднем 16-18 км/ч, от IPS 10-14 км/ч, и здесь побеждает Airwheel.
3. Модель Airwheel Q3 Max – пока единственный в своем роде электро-уницикл, который может проехать до 65 километров от одного заряда. Модели IPS «катятся» до 35 километров, потом просят «кушать».
4. По весу модели примерно одинаковые – каждое электро-моноколесо весит не более 13 кг. Да и максимальная нагрузка в 120 кг у них одинаковая.
Все-таки, изучая отзывы о моноколесах и опираясь на этот краткий анализ, Airhweel выводим на позицию чуть выше, чем китайский IPS. Впрочем, судить строго их не будем, ведь эта компания из КНР неплохо продвинула свои одноколесные скутеры за 3 года. Хотя мощность у них ниже, чем у тех же Solowheel и Airwheel. Средний одноколесный электроскутер имеет от 750 до 950 Ватт мощности.
CXM – хороший бюджетный вариант
Если сравнивать цены на моноколеса, CXM делит позиции со своими китайскими братьями IPS и делает это достойно. Например, мощность у этих моноскутеров уже выше – 1000 Ватт у модели А6, наиболее ходовой. Кроме того, эти дешевые моноколеса имеют Bluetooth и могут проигрывать музыку через соединение со смартфоном или планшетом.
Сразу оговоримся, что модели CXM подойдут владельцам средней весовой категории, до 90 кг. Если вес превышает эту отметку даже ненамного, уже не рекомендуется разгоняться и делать резкие ускорения либо повороты. Скорость вплоть до 20 км/ч можно развить, и батареи хватает часов на 14, по отзывам. Так что с уверенностью можно посоветовать CXM как хорошие моноколеса. Тем более, что в Китае с завода ежемесячно уходит до 8000 штук.
Остальные претенденты
Обо всех брендах упомянуть сразу, выбирая лучшие колеса, объективно тяжело. Но было бы несправедливо обделить вниманием компанию Ninebot INC, которая представила свою линейку One E как одну из наиболее мощных на рынке. Эти моноскутеры отличает повышенная устойчивость и маневрирование, даже при весе пассажира чуть больше 100 кг. На одном заряде можно преодолеть расстояние до 30 км, хотя до Airwheel, конечно, далеко. К вопросу о безопасности: сегвил от Ninebot имеет ограничитель скорости, который можно поставить для начинающих. Также колеса обладают функцией противоугона: если без вашего ведома кто-то решит переместить моно электроскутер, тот подаст звуковой сигнал и начнет вибрировать.
Напоследок, еще об одних представителях «китайской диаспоры» моноциклов – Legway. Отличаются они, в первую очередь, колоритом (можно выбирать моноколеса различных цветов, даже розового) и наличием приложения Logo, для управления с мобильного телефона. Выбор за вами.