Отечественный автопром: «Быть или не быть»?
В отечественной автомобильной индустрии сложилась критическая ситуация. Более половины российских автолюбителей пользуются старыми отечественными автомашинами, обладающими высокой аварийностью. Снижаются темпы выпуска в отрасли, налицо устаревшая материально-техническая поддержка, инвестиции малочисленны, государственная поддержка неэффективна. В целом отечественные производители неконкурентоспособны, а иностранные качественные автомобили из-за высоких таможенных пошлин дороги и далеко не всем доступны. Проблема российского автопрома без сомнения актуальная, а ситуация требует скорейшего разрешения.
Причин такому бедственному положению российского автопрома несколько. Так, например, А. Наумов считает что: «Вся проблема российского автопрома… заключается исключительно в дешевизне старых российских автомобилей… отсюда устаревание автопарка, и такая высокая аварийность на дорогах». С этим, безусловно, можно согласиться, хотя по нашему мнению проблема не настолько узкая и имеет множество корней.
А вот слова Н. Валеева: «Российский автопром не имеет будущего… нам придется закупать автомобили за границей». Мы не согласны с этим утверждением. Если принять определенные меры, то отечественное производство автомобилей может обеспечить потребности россиян и даже выйти на международный уровень.
Вот потому то так важно изучить проблему российского автопрома и выявить возможные пути ее решения.
Государство должно решить следующие проблемы и найти ответы на следующие вопросы:
- Оценить состояние отечественного автопрома глазами потребителей и производителей автомобилей.
- Выявить проблемы в этой сфере и их истоки.
- Выявить тенденции в данной области.
- Проанализировать действия и шаги государства по исправлению имеющейся ситуации.
- Предложить возможные пути решения этой проблемы, разработать комплекс мер по стабилизации ситуации.
Исходя из всех возможностей, всего можно предложить три сценария развития российского автопрома: придерживаться текущего вектора, создать закрытый автомобильный рынок, внедрять стратегию партнерства.
Важно и развитие производства аксессуаров, например автомагнитол.
Мы считаем, что нам необходимо ориентироваться на стратегию «партнерство»: создание ряд совместных предприятий, на основе зарубежных технологий; государственная поддержка эффективных предприятий России и постепенное сокращение импорта; усиление локализации (создание дилерских и сервисных центров).
Только так на основе партнерства бизнеса с государством и зарубежными коллегами можно обеспечить поступательное развитие отечественного автопрома.