Те из нас, кто сталкивался с установкой аудиосистемы в автомобиль, наверняка слышали о необходимости компоновки автоусилителя звука конденсатором. Учитывая высокую стоимость данного элемента, оправдано ли это требование?
Известно, что установка автоусилителя позволит сделать музыку более громкой, а при использовании мощных и качественных схем – увеличит диапазон частот воспроизводимых звуков. Но бесплатный сыр только в мышеловке, и в данном случае придется жертвовать качеством энергопитания всей бортовой системы, так как усилитель с высокой выходной мощностью увеличивает потребляемый от аккумулятора ток в несколько раз.
В свою очередь, это приведет не только к неравномерному питанию фар, но и значительно скажется на качестве воспроизводимого звука, пропадут четкие и глубокие басы, а если для подачи питания на звукоусилитель использовался неподходящий силовой кабель, то возможен даже выход из строя динамиков.
Если же применялись все соответствующие техническим нормам элементы схем питания и усиления, но вышеперечисленные проблемы всё равно наблюдаются, без подключения конденсатора обойтись будет сложно.
Автомобильный конденсатор применяется для компенсации и сглаживания скачков и проседания напряжения. Подключается он параллельно входным цепям усилителя звука и как можно ближе к нему, чтобы избежать низкочастотных, так называемых “паразитических” наводок.
Некоторые фирмы-производители высококачественных усилителей Hi-End также снабжают свои устройства специальными клеммами для включения конденсаторов в цепь питания, что значительно улучшает их характеристики.
К слову, одна из таких фирм, а именно французская “Focal”, позволяет применять конденсаторы своего производства сразу на выходе блока подачи питания усилителя, тем самым увеличивая его эффективность, но благодаря маркетинговому ходу в их изготовлении, эти конденсаторы использовать в других усилителях не представляется возможным.
При выборе параметров конденсатора для конкретной аудиосистемы следует учитывать прямо пропорциональную зависимость между его емкостью и выходной мощностью усилителя. Так, при мощности в 100 Вт нужна емкость конденсатора 100 мкФ.
Множество конденсаторов снабжаются вольтметрами и индикаторами заряда, такими как лампы накаливания и светодиоды, что позволяет своевременно и оперативно контролировать этот процесс, а также избежать повреждений, вызванных резкими скачками напряжения с большой силой тока в схемах электропитания бортовой и аудиосистем.
Но у них есть и свои недостатки: из-за неточностей проектирования, использования некачественных радиоэлементов или влияния неблагоприятных внешних условий такие конденсаторы чаще подвержены выходу из строя по сравнению с обычными, не отягощенными электроникой. “Голые” конденсаторы нужно включать последовательно с лампой накаливания и по мере её затухания судить об уровне заряда. Неудобство такого использования можно компенсировать включением в цепь питания тумблера, выведенного на приборную доску или корпус усилителя.
В заключение следует сказать, что практически все конденсаторы маркируются только с указанием рабочего напряжение и емкости, поэтому лучше всего при установке автозвука использовать надежные продукты таких именитых фирм, как Helix и Connection от Audison.