- Воспитание детей
- Статьи
- Детская комната
Как чаще всего ведут себя родители, в очередной раз обнаружив беспорядочную свалку из вещей в комнате сына или дочери?
Наверно, немногие избегут искушения обрушить на голову своего чада набор привычных упрёков и обещаний репрессий. Или что ещё хуже, начнут приводить в качестве образца для подражания кого-либо из его приятелей.
Такие методы воспитания, несомненно, не улучшат ситуацию, скорее её усугубят. Между тем подобное пренебрежение детей своими обязанностями во многом предопределено ошибками родителей. Ошибки эти довольно типичны.
Узаконенные вознаграждения за каждое выполненное поручение. Самые разные – от покупки сладостей до выдачи наличных денег. Дети быстро понимают свою выгоду, и потом будет трудно заставить их выполнять свои обязанности просто так.
Неорганизованность взрослых. Если сын видит брошенную небрежно папину рубашку или немытую посуду в раковине, он расценивает это как разрешение поступать так же. Живой пример более убедителен, чем множество правильных слов.
Сложность наведения порядка. Расположенные слишком высоко полки для книг и игрушек, ящики для одежды, куда складывается всё подряд, так что трудно что-нибудь найти – всё это не способствуют желанию быть аккуратным – очень уж много требуется усилий.
Кроме того, взрослые не всегда учитывают ещё один момент – дети видят то, что их окружает, иначе. Они могут не замечать беспорядка вследствие физиологической незрелости, так как лобная часть мозга человека полностью формируется лишь к 18–19 годам, а именно от её развития зависят внимание и организованность.
1. Добавить скучному занятию привлекательности. С маленьким ребёнком можно договориться, что пока он убирает свои вещи, мама будет читать вслух любимую книжку. Но если малыш заслушался и забыл о том, что делал, следует настоять на выполнении договорённости.
С человеком 13–14 лет лучше заняться наведением порядка вместе. Желательно предварительно договориться о дне и времени и справедливо распределить предстоящую работу. Это добавит самоуважения сыну или дочери, да и дело будет сделано.
2. Правильно организовать пространство детской. Чаще всего игрушки разбрасываются по всей квартире, когда мало свободного места в детской, а это нарушение самого главного в организации быта маленького человека.
Мебель должна быть удобной, с множеством легко доступных ящичков и полочек, чтобы для каждой категории детского «имущества» нашлось своё место.
С малышом лучше всё раскладывать вместе. Подобрать, в каком ящике будут храниться краски и фломастеры, а в каком – конструктор.
На какой полке можно поселить кукол, а где будет стоять любимая машина. Закрытые ящики и коробки желательно снабдить яркими надписями или наклеить на них красивые рисунки. Тогда уборка станет легче и приятнее.
Для подростка важно предоставление ему максимальной свободы при обустройстве комнаты. Лучше всего сделать ремонт и позволить ему самому решить, какие будут обои, мебель и всё остальное, из чего складывается дизайн помещения. Но в ответ следует потребовать обещание содержать своё жилище в должном состоянии.
3. Научить, прежде чем требовать. Большинству детей, доселе не занимавшихся уборкой, на первом этапе потребуется помощь.
Каждому своя, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. Уборку с малышом сначала нужно делать вместе. Убирая каждую вещичку на место, пояснять свои действия и следить за реакцией ребёнка: пытается ли он участвовать в деле или ждёт, когда же всё это закончится, хочет ли сделать что-то по-своему или только выполняет то, что велели.
На основании наблюдения можно определить степень его готовности к самостоятельной работе. Возможно, пока не стоит требовать, чтобы ребёнок всё делал сам, а лишь поручить конкретное дело, например, малыш может собрать разбросанные на полу вещи.
Иногда даже подростку придётся подробно объяснить всю последовательность действий, например: «Сначала вытри пыль, затем налей в ведро тёплой воды, возьми тряпку...» – и так далее.
Можно выстроить своего рода график, когда в каждый день недели выполняется определённый вид уборки: в понедельник наводится порядок в шкафу для одежды, во вторник – на полке с дисками… и так далее. Листок с графиком разместить так, чтобы он был хорошо виден.
4. Использование литературных образов. Для младших детей могут быть убедительны примеры из прочитанных книжек. Очень хороши для этой цели сказки Чуковского «Федорино горе» и «Мойдодыр». Устав объяснять очевидное, можно спрятать некоторые любимые игрушки и объяснить пропажу тем, что игрушки обиделись на хозяина, так как он не заботится о них, и ушли.
5. Применение жёстких методов. Иногда не удаётся избежать радикальных мер. Если требование собрать с пола игрушечный хлам игнорируется слишком долго, стоит собрать его самому и решительно выбросить. Именно выбросить, а не спрятать. Конечно, прежде чем сделать это, необходимо не меньше двух раз предупредить своё чадо, чтобы случившееся не стало для него неожиданностью. В следующий раз он будет помнить о том, что обещаниям родителей стоит верить.
Приучение ребёнка к порядку – лишь один из элементов воспитания. Главное при этом – терпение и доброжелательность. Если, требуя выполнения обязанностей, учитывать возможности и потребности маленького человека, он также охотно пойдёт навстречу.
Автор: maggybrown (Матюнина Евгения Фёдоровна)
(0 голосов)