4.jpgЭти дети  выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Что это – результат плохого  воспитания или отклонения в психике ребенка? Зачастую ответить  на этот вопрос затрудняются даже специалисты. Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция  – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.

Масштабы проблемы

Изучением гиперактивности учёные и специалисты многих стран занимались уже давно. Однако,  мировая общественность забила тревогу тогда, когда накопленные данные научных исследований показали её масштабы и социальную значимость.

Статистика свидетельствует, что СДВГ среди детей школьного возраста распространён повсеместно. Процентное соотношение количества гиперактивных  детей к общему их количеству в различных  странах значительно отличается, однако,  находится в диапазоне 1-18%  в популяции. Разброс данных обусловлен отсутствием единых критериев для диагностики заболевания.

Большое беспокойство вызывает то, что дети с СДВГ (почти каждый десятый ребёнок) представляют собой группу риска. Такие дети, плохо адаптируясь в коллективе, а затем и в обществе,  в зрелом возрасте могут иметь проблемы с законом. Согласно данным исследований учёных,  до  80%  преступников   страдают  этим  заболеванием. 

Вопрос заболеваемости СДВГ в Росси начали изучать значительно позже, чем за рубежом. Однако, поначалу исследования не носили системного характера. В последнее время ситуация изменилась к лучшему, о чём  свидетельствует ежегодно возрастающее количество публикаций. Несмотря на это, в среде широких слоёв населения и даже в среде педагогов, врачей-педиатров имеет место неосведомленность в вопросах, касающихся этого заболевания. В результате 70-90% российских детей с СДВГ остаются без всякого лечения. Имея постоянные неприятности в школе, не находя  понимания дома и не  получая  необходимой им родительской любви, такие дети зачастую ищут поддержки в уличных кампаниях. Последствия в большинстве случаев бывают плачевными.

Причины возникновения заболевания

Клиническая картина СДВГ характеризуется большим разнообразием нарушений поведения, трудностями восприятия и социальной адаптации. Это говорит о том, что заболевание синдромом может быть вызвано множеством различных факторов.

Выделяют несколько возможных причин заболевания : 

1. Биологические  (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).

2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).

3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).

По мнению многих учёных, причиной заболевания может быть также наличие и других факторов (экология, пищевые красители и консерванты, рафинированные продукты питания, дефицит  витаминов и минералов).

Признаки  гиперактивности

Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:

1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается;  во время занятий легко  отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под  столом  двигает  ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.

3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды,  проявляет агрессивность;

Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к  лидерству, склонность  к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша).  Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

В зависимости от сочетания  перечисленных признаков различают несколько форм заболевания: синдром с преобладанием дефицита внимания;  с преобладанием гиперактивности и импульсивности;  смешанная форма.

По степени  выраженности симптомов заболевания СДВГ имеет 3 формы: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

Динамика развития заболевания

Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус.

К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок  не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть  его не интересует.

Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в старшем  дошкольном и младшем школьном возрасте, от  5 до 10 лет.  Это обусловлено  развитием  центральной нервной системы   в этот период.

Второй пик  проявления признаков заболевания отмечается  в  12 – 14 лет. Он приходится на период полового созревания ребёнка.

После  14 лет  в большинстве случаев   признаки болезни практически  исчезают. Происходит компенсация  недостающих функций  головного мозга.  Однако,  вторичные приобретённые признаки  нередко  остаются и формируют тип «трудного подростка».

Возрастная  динамика  развития  заболевания  у мальчиков и девочек несколько различается.

Диагностика  и лечение гиперактивности

Даже если  у  ребёнка  имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог. При этом потребуются дополнительные  обследования  и консультации с родителями, врачом-педиатром, педагогом, психологом,  возможно с невропатологом и психиатром. Сложность диагностики СДВГ объясняется отсутствием у больного каких-либо патологических изменений мозга, которые можно было бы выявить аппаратными средствами  при медицинском обследовании.  К тому же, дело осложняется наличием  у больных с синдромом большого количества признаков, сходных с признаками  других психоневрологических  заболеваний  или пограничных психических состояний.

Полное обследование ребёнка может затянуться на несколько лет и требует от родителей большого терпения и настойчивости.

В США и западноевропейских странах детей с синдромом лечат в основном медикаментозными методами. Психотропные препараты эффективны,  удобны в применении. Однако, наряду с положительными качествами, они имеют и отрицательные: подавляя признаки СДВГ, само заболевание не лечат;  позитивный эффект лечения  недолговременный, т. е. после окончания курса приёма препарата признаки гиперактивности проявляются вновь и лечение может продолжаться годами; возникает эффект привыкания к препарату, что требует постепенного увеличения его дозировки; имеют место побочные явления в виде головных болей, потери аппетита, бессонницы, раздражительности.

В России основной упор делается на  поведенческо-двигательную  терапию с  медикаментозной поддержкой или без неё. Вопрос  о применении  лекарств решается лечащим врачом в каждом конкретном случае отдельно.

Цель лечения  СДВГ – восстановление  или компенсация нарушенных  функциональных  связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.

Лечение должно носить комплексный характер и в общем случае включать:

консультирование родителей;

педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

двигательные занятия с ребёнком;

психологическую  терапию;

медикаментозную поддержку. 

По мнению учёных, наиболее благоприятный для  лечения возраст  - это 5-8 лет. Если синдром не лечить, то его признаки могут проявляться и в зрелом возрасте. При этом  к первичным признакам заболевания добавляются вторичные, социогенного характера из-за постоянного отставания в учёбе и конфликтов с окружающими.

Гипеактивный ребёнок. Что делать?

Рекомендации родителям детей с СДВГ

При первых подозрениях на наличие у ребёнка  СДВГ  необходимо обратиться к врачу-психоневрологу или психологу за консультацией. Ранняя диагностика и своевременное лечение являются залогом оптимистического прогноза заболевания.

В связи с замедленным  развитием  некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов  ЦНС, не рекомендуется  рано отдавать ребёнка с гиперактивностью в садик  или  школу.

Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера.  Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом  в  5-7 минут.

Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципахВзаимное общение  с ребёнком должно основываться  на доверии, а не на страхе.

Не следует сдерживать  проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что,  несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать  ему пример здорового образа жизни и  правильных поступков.

Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

Следует исключить из рациона ребёнка продукты с  пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.

Заключение

2.jpgГиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема,  имеющая для общества государственное значение. Количество детей с СДВГ угрожающе велико и продолжает  расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих,  дети с  синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании  методов  диагностики, лечения и педагогической работы с больными  детьми.

Гиперактивного ребёнка нужно лечить. И лечить правильно.                                                                                                                                                

Рекомендованная  литература:

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.  НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЁНОК или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.
  2. Болотовский Г.В., Чутко Л.С.,  Попова И.В.  Гиперактивный ребёнок. СПБ: НПК «Омега».  - 2010. - 160 с.
(0 голосов)

Вера Маслова

Я за лечение однозначно. Воспитание тоже никто не отменял, но моему ребенку курс того же Пантокальцина помог лучше и эффективней, чем мое воспитание. Он стал более спокойней, даже воспитатели в саду это отметили)

14 мая в 04:05

Инна Володина

Все верно!

4 мая в 10:05

ирина

У нас сын 6 лет,ребенок очень актывный,и все интересует вокруг.Но жаль,что воспитатели такие глупые.Постоянно приходит ребенок с садика и жалуется, что с ними не хотят играть и учить цифры:(

2 июля в 08:07

хорошая статья

Ну и как же все-таки лечить -то,агрессия все сильней становится?:(

18 декабря в 12:12

ira_trusey

Очень эффективным успокоительным средством при гиперактивности является массаж всего тела, включая голову, с использованием масла.

4 марта в 05:03

Лурдес

У меня гиперактивный ребенок 12-ти лет. И любить нужно и требовательным быть. Проблемы есть, но растет добрым мальчишкой. Любим его таким какой он есть и надеемся, что станет хорошим человеком.

3 ноября в 06:11

людмила

нужно больше общатся и уделять внимание ребенку....учить любить и необежать никого

17 апреля в 05:04