Скоро наступит первое сентября, и улицы всех населённых пунктов запестрят розами, лилиями, хризантемами и гвоздиками, среди которых особенно будут выделяться трогательные букеты наших первоклашек. Серьёзные, смущённые и одновременно гордые мордашки ребятишек, ещё только впрыгивающих во взрослую жизнь, крепко стиснутые ладони, пытающиеся удержать кренящиеся во все стороны цветы, неуёмный стук детского сердечка, смесь страха и любопытства, отчётливо проступающая во всём их облике…Сколько мыслей вызывают они у случайных прохожих! Здесь и сладкая горечь при воспоминании о давно прошедшем детстве, и страх за этих тонконогих журавлят, хрупких и беззащитных, и радость, и…Но вся яркость наших ощущений и впечатлений бледнеет по сравнению с тем, что испытывают родители. Что для них первое сентября? Праздник? Да. Но «со слезами на глазах». Ведь так страшно отпустить своего малыша во взрослую жизнь. А вдруг он не справится? А вдруг ещё не готов? А вдруг…Чтобы эти вопросы не отравляли Вам и Вашему первоклашке праздник, мы постараемся в этой статье осветить основные темы, связанные с готовностью ребёнка к школе.
Итак, прежде всего, что такое готовность ребёнка к школе? Словари предлагают нам множество различных определений, наполненных научными терминами, которые, кажется, могут относиться к кому угодно, только не к Вашему малышу. Но встречаются и вполне конкретные и простые для понимания трактовки изучаемого нами понятия. Возьмём, к примеру, одну из них: «Готовность к школе психологическая — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие:


1) мотивационную готовность;
2) умственную или познавательную;
3) волевую готовность;
4) коммуникативную готовность».
 
Итак, чтобы оценить готовность Вашего малыша к обучению, нужно изучить все четыре составляющие, указанные в определении. И начнём мы с мотивационной готовности.

1. Мотивационная готовность

Это один из важнейших компонентов готовности ребёнка к школе. При анализе мотивационной готовности следует быть очень внимательным. Не забывайте, что Вы готовите Вашего малыша в первую очередь даже не к учёбе, а к получению новых знаний. Если для Вашего малыша школа – это новые друзья, красивые тетрадки, независимость от родителей и ничего больше, если он всей душой стремится в это здание лишь потому, что там, к примеру, кормят булочками и можно вместо надоевшего компота пить чай, а о такой ужасной вещи, как тихий час днём, никто не вспоминает, то…мотивационная готовность – это то, что у Вашего ребёнка пока отсутствует.
Помните, что мотивационная готовность к школе – это в первую очередь готовность к учебной деятельности. Вы же уже наверняка учили малыша чтению и началам письма, рассказывали ему про животных, показывали птичек, подсказывали новые слова. Он уже в школе, просто эта школа не ограничена стенами, у неё, как в песне, «крыша – небо голубое». Напомните ребёнку, как интересно узнавать новое, как здорово понимать, о чём говорят другие, как весело проводить безобидные эксперименты, как хорошо…учиться! Пусть школа для него станет продолжением Ваших занятий. И очень важно, чтобы внутренняя и внешняя мотивация умело сочетались между собой.
Приведём пример.
Представьте себя огромный гипермаркет. Вы стоите перед полкой с, допустим, кистями для рисования. И все – толстые и тонкие, беличьи и колонковые, - свалены в одну кучу. Причём в очень большую, где всё перепутано. Вряд ли Вам будет легко выбирать. И очень легко ошибиться, устав выгребать очередной товар из-под самого низа кучи. А вот в магазине, где всё аккуратно разложено, Вы легко и быстро найдёте искомое, сэкономите время и деньги. Почему? Ассоциативно неаккуратная куча вызывает желание побыстрее выдернуть первую попавшуюся кисточку и убежать, а попытка проявить терпение и перерыть её приводит к порче настроения и неправильному итоговому результату. Также и с всевозможными тетрадями, ластиками, портфелями и прочим. Яркие и весёлые обложки поднимают настроение, вызывают желание в них писать интересную информацию, выписывая каждую буковку красивой ручкой. Учить материалы из этих тетрадок будет весело и легко. Ну а мрачную тетрадку…её ребёнку даже и открывать не хочется. А портфели? Как радостно вприпрыжку скакать в школу, когда на спине весело подпрыгивает разноцветный рюкзак, украшенный чьей-то улыбчивой мордашкой. А тёмный скучный ранец, кажется, словно придавливает малыша к земле, нанося на его смышлёное и любознательное личико печать недетской грусти.
Подведём итог: важно развить в ребёнке сочетание внутренней и внешней мотивационной готовности, чтобы в школу он шёл за знаниями, которые можно добыть, используя собственный ум и помощь весёлых и добрых друзей – учебников, тетрадок, карандашей и прочего.

2. Умственная или познавательная готовность.

Этот компонент – один из самых, наверное, спорных. Очень трудно понять, когда Ваш ребёнок уже перешагнул достаточный для обучения в школе порог знаний и умений. Кстати, об умениях. Умственная готовность подразумевает не только, что малыш что-то знает, но и что он обладает определёнными навыками. Например, первоклашка должен уметь обобщать, делать элементарные выводы и, что самое главное, постарайтесь заранее обучить его умению переносить понятие на действие. Постарайтесь вместе с ним научиться применять любое новое понятие и правило, добиваясь, таким образом, понимания предмета.
Каким багажом должен обладать ребёнок перед началом долгого школьного пути? Существует определённый стандартный блок требований, на который обычно ориентируются родители. Его можно найти в Интернете или прочитать в книге. Но лучше посоветоваться с учителями школы, в которую Вы предполагаете отдать своего малыша. Потому что на сегодняшний день каждая школа, помимо общепринятых норм, устанавливает свои собственные, уникальные. Поэтому готовиться следует действительно заранее, чтобы в последствии не пришлось перегружать малыша непосильными для него темпами освоения материала. Особенно это касается родителей, которые отдают своих детей в языковые школы, либо школы математической или гуманитарной направленности.
Итак, в заключение уточним минимальный список вопросов, которые Вы должны уточнить в школе:


- Какими навыками должен обладать ребенок, и в какой степени?
- Каким должен быть его минимальный словарный запас?
- Какими математическими понятиями и действиями должен владеть ваш малыш?
- Что должен знать будущий первоклашка об окружающем его мире?
 
Самое главное, помните, что развитие малыша должно в первую очередь соответствовать его психическому состоянию. Возможно, он будет не знать чего-то нужного, когда придёт в школу. Но если Вы изначально привьёте ему стремление получать новую информацию, любовь к учёбе, то ему не составит труда догнать своих одноклассников, а объём извлекаемых им знаний из предметов будет гораздо глубже, чем у них.

3. Волевая готовность

Здесь всё несколько проще, чем в предыдущих составляющих готовности ребёнка к школе. Все мы знаем, что школа – это особый мир со своими правилами, своим уставом, своим распорядком. Используя это утверждение, многие родители начинают «натаскивать» своих детей именно на эти правила. Конечно, хорошо, когда ребёнок заранее знает, что ему нужно будет делать в школе. Но. Это не научит его самостоятельности.


Говоря научным языком, волевая готовность малыша оценивается через его способность ставить цель, обрисовывать план действий для её достижения, двигаться к поставленным перед собой вехам, возможно, поступаясь чем-то менее важным, и, в конечном итоге, объективно оценивать результат.
К примеру, способен ли Ваш ребёнок сначала застелить кровать, а уже потом играть в конструктор? Может ли он отложить просмотр любимого мультфильма ради помощи маме? И если да, то зачем он это делает? Из страха перед родителями? Из чувства полного доверия – раз сказали, значит надо? Или потому что уже сам способен оценить свои действия и понять, когда лучше чем-то поступиться, а когда можно и расслабиться.


Конечно, не стоит требовать от малыша полностью логически сформулированных рассуждений. Но чем раньше Вы начнёте с ним постигать значение этого неприятного на первый взгляд, но не такого страшного, как кажется, слова «надо», тем проще потом ему будет влиться в школьную действительность, самостоятельно разобравшись в царящих там законах. Вы можете ему в этом помочь, рассказав об основных царящих там нравах, тем самым вместе с ним моделируя возможную модель поведения. Предоставьте ему самому строить гипотезы и предлагать решения, лишь иногда мягко корректируя и подсказывая.

4. Коммуникативная готовность

Здесь можно выделить три пункта, которые не требуют особых комментариев.


1) Умение малыша общаться со сверстниками.
2) Умение существовать в коллективе.
3) Умение малыша общаться с учителем.
 
Первые два пункта – это то, с чем Вашему ребёнку, скорее всего, пришлось столкнуться ещё до школы. Детский садик, дворовые товарищи, соседи по даче, случайные знакомые на море…Знакомство с миром и его обитателями, большими и маленькими, начинается едва ли не с первых лет жизни малыша. Зачастую и в первый класс дети идут не по одиночке, а по нескольку человек, знакомство которых началось ещё в детском саду.

Самый сложный пункт – это третий. И здесь важнее всего – каким будет первый учитель малыша. Именно от его поведения зависит скорость адаптации Вашего малыша в школе. Вы можете помочь ему, рассказав о такой профессии, как учитель, о том, что учитель делает, кем он является для малыша. Но сама система общения, правила, по которым выстраивается диалог, - всё это определяется первым учителем. В Ваших силах лишь постараться найти учителя, который бы смог вызвать к себе отношение, держащееся на тонкой грани любви и почтения со стороны учеников, а главное, поддерживал атмосферу доверия и теплоты в классе.


В качестве небольшого заключения, хочется отдельно отметить: готовя ребёнка к школе, избегайте превалирования каких-либо оттеночных высказываний, негативных либо позитивных. Малыш ещё очень чутко относится к Вашему мнению. Попытка изобразить учёбу сплошными радужными красками приведут лишь к последующим разочарованиям. В жизни Вашего малыша ещё очень много различных дорожек, запутанных и прямых, каменистых и ровных, он должен быть готов к этому. И не забывайте о том, что самое главное знание в жизни Вашего первоклашки – это то, что его родители всегда рядом и готовы помочь и что первые шаги в новую жизнь Вы делаете вместе!

Список рекомендуемой литературы:
1. И. Агапова, М. Давыдова Скоро в школу! Тесты, игры и упражнения для дошколят
2. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина Скоро в школу. Пособие для детей 6 -7 лет
3. О. С. Жукова Скоро в школу
4. С.Н. Фёдорова Грамматика в картинках

(0 голосов)