Невнятная речь часто становится причиной насмешек, человека перестают понимать, а позже и вовсе не воспринимают серьёз. Плохая дикция является проблемой, которую необходимо исправить, пока она окончательно не испортила жизнь. Чёткий и командный голос для мальчиков и нежная звонкая речь для девочек – то, к чему стремится каждый родитель, воспитывая своего ребёнка. Главное – это вовремя обнаружить проблемные звуки и исправить ошибки, пока над ними не стали смеяться дети из окружения вашего ребёнка.
В детстве у меня тоже была плохая дикция, но родители отдали меня на воспитание к логопеду только в середине восьмого класса. До этого, я не придавал особого значения своей речи, надо мной никто не смеялся, все меня понимали, я не страдал из-за этого комплексами. Но проучившись полгода, я почувствовал в себе невероятные изменения. Изменилась не столько речь, сколько моя личность. Из молчаливого мальчика в очках я стал душой компании. Мои шутки, даже если многие из них были банальными, доставляли удовольствие моим друзьям. В то же время мой знакомый, как ни пытался поразить одноклассников своим чувством юмора, в ответ только слышал нелестные комментарии. Физкультура стала любимым предметом, ведь там можно было продемонстрировать свой командный голос. Школьные задания, где были необходимы лидерские качества, ранее мной игнорировались, а после посещения логопеда, стали любимыми. Пройдя школу «правильной речи» я окончательно понял – хорошая дикция наделяет человека всеми необходимыми качествами, которые и делают его существом общественным.
  Конечно, в моей жизни работа с логопедом стала очень важной школой. Но всё же, я считаю, что каждый родитель может стать лучшим логопедом для своего ребёнка, если конечно сам обладает хорошей дикцией. Если вы не считаете свою речь достойным примером для ребёнка, не стоит водить его по специалистам, исправляйтесь сами, так как вы в состоянии это сделать. Учиться никогда не поздно, и это не просто слова – это призыв к действию, проделывайте упражнения из этой статьи каждый день, уделяйте им хотя бы 15 минут и вы добьетесь успеха для себя и для того, кого вы решили воспитывать.
  Итак, выделите себе несколько минут вечером, для работы над своей дикцией. Мы не будем прибегать к старинным методам греческих ораторов, которые для этих целей засовывали себе в рот камни и пытались произносить свои знаменитые речи. Первый этап работы – это разминка, в каждом упражнении необходимо зафиксировать определённое положение, время на одно упражнение приблизительно – 3-4 секунды:
 
Упражнения для губ:
  1.  «Улыбочка» – вы из-за всех сил натягиваете губы в улыбке, не открывая рта.
  2.  «Заборчик» – из положения «Улыбочка», необходимо открыть рот, так чтобы показать все зубы, губы по-прежнему натянуты.
  3.  «Трубочка» – тянетесь губами вперёд, как перед произнесением звука «У»
  4.  «Бублик» – откройте рот из положении «Трубочка» и напрягите губы, как при произнесении звука «О».
  5.  «Рупор» - расширьте губы, то есть полностью откройте рот как можно шире, как при произнесении звука «А»

Упражнения для языка:

  1.  «Лопатка» - высуньте язык, пытаясь коснуться подбородка.
  2.  «Горка» - откройте рот и упритесь языком в нижнюю часть зубов, так чтобы он слегка приподнялся.
  3.  «Сладкая конфета» - не открывая рта, упирайтесь языком, то в левую щёку, то в правую.
  4.  «Маятник» – высуньте язык и тянитесь им, то вправо, то влево.
  5.  «Иголочка» - высуньте язык и тянитесь им вперёд.
  6.  «Грибок» - необходимо упереться языком в верхнее нёбо, натягивая уздечку
  7.  «Лошадка» - из положения «Грибок» заставьте кончик языка соскользнуть, ударив им по нижнему нёбу, получится цокающий звук, который издаёт лошадка.
  Каждой группе упражнений уделите внимания 2,5 минуты. Вначале, выполняйте только упражнения для губ, а затем, после того, как прошли две с половиной минуты, начинайте выполнять упражнения для языка. Следующие 10 минут, необходимо уделить скороговоркам и специальным текстам. В тексте проблемный звук должен много раз повторяться в тексте. Каждой скороговорке уделите около двух минут. Пяти скороговорок в день будет вполне достаточно. Читайте её несколько раз, старайтесь выучить наизусть, вначале проговаривайте медленно каждый звук, постепенно увеличивая скорость. На любом сайте русской фонетики вы увидите, в каком положении должны быть язык и губы при произнесении определённого звука. Выполняя упражнения из разминки, вы сможете без труда показать вашему ребёнку, как следует произносить данный звук.
  Также как доходит до автоматизма действия: встать с кровати, умыться и почистить зубы, также ребёнок должен довести произнесение звуков правильно до автоматизма. Не давайте ребёнку возможность произносить звуки неправильно, при каждой ошибке попросите внятно повторить слово, сами повторите слово по слогам, показывая правильное положение. Только таким образом можно добиться качественного произнесения звуков.
  Вы и ваш ребёнок, когда все ошибки будут исправлены, ощутите качество и чёткость речи. Вы можете быть уверены, что ваш сын или дочка не будут молчаливо стоять в сторонке, когда другие дети будут развлекаться. Хорошая дикция развивает в детях: открытость, честность, придаёт уверенность, позволяет убеждать сверстников в своей правоте, придаёт обаяние. Разве это не те качества, которые каждый родитель желает привить своему ребёнку?! 

(0 голосов)

Оксана

Очень хорошо и доступно написано. 14 летнего подростка прочитанное, замотивировало.. посмотрим на сколько хватит) Спасибо.

20 декабря в 06:12

Алина

Очень надеюсь на методику

24 декабря в 04:12

ОЛЬГА

оЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

27 марта в 09:03