Дети с первых шагов своей сознательной жизни и до младшего школьного возраста отличаются от взрослых образно-эмоциональным восприятием жизни. Чем младше ребенок, тем больше окрашивается разными эмоциями и переживаниями все, что он воспринимает, делает, о чем думает. Образно-эмоциональное восприятие преобладает до 6-7 летнего возраста. Только начиная с 8-ми лет (а у некоторых детей и позже) в психический процесс восприятия окружающей действительности включается логика.
Это - теория, а что же это дает нам знание этой теории на практике? Владея этим секретом, можно воспитывать в ребенке самые разные качества: трудолюбие, послушание, смелость, сочувствие, щедрость и т.п.
В чем ошибка большинства родителей (и даже педагогов)? Едва наше дитя научится произносить первые связные предложения, мы начинаем с ним разговаривать нашим взрослым языком логики: «Ты уже большой, поэтому ты должен защищать сестричку и делиться с ней игрушками», «Хорошие мальчики не обижают животных» и т.п. Логические разговоры для детей – пустой звук.
ДЕТИ МЫСЛЯТ И ВОСПРИНИМАЮТ МИР ОБРАЗАМИ И ЭМОЦИЯМИ. Поэтому наши логические разговоры не достигают цели. Если мы хотим сформировать в ребенке какое-то качество, заставить его что-то понять, нам нужно нарисовать в сознании ребенка яркую картину этого явления и вызвать эмоцию. Например, вы хотите, чтобы ребенок испытывал бережное отношение к природе. Если вы просто поругаете малыша, что он растоптал жука, он испытает чувство обиды, досады («меня поругали, мне не дают делать то, что я хочу»). Если вы попытаетесь логически объяснить взрослым языком, что природу надо беречь, он не обидится, т.к. поймет, что на запрет есть серьезные причины, но так как сами причины для него непонятны, то цели (воспитать бережное отношение к природе) вы все рано не достигли. Совсем другое результат будет иметь такой рассказ: «Представь, малыш, родился жучок. Он ползал по травке и радовался теплому весеннему солнышку. Потом он построил свой домик, вырыл в теплой сухой земле ямку и накрыл ее листочками. Потом у жука появились детки, малюсенькие жучки, которые живут вместе с ним в домике. Сегодня он полз к своим деткам, и тут на его пути встретился мальчик, который не знал всего этого и раздавил жука. Теперь его детки ждут его, боятся, плачут, что папы так долго нет. Они еще не знают, что он совсем не вернется. Кто теперь будет сторожить их домик ночью, когда они спят, кто будет приносить малышам еду? Тебе бы тоже было страшно остаться без папы и мамы, правда?». Мы нарисовали в сознании ребенка картину (ОБРАЗ) и вызвали ЭМОЦИИ. Информация усвоена.
Помнить об образно-эмоциональном восприятии детей нужно всегда. Когда мы, например, смотрим боевик с ребенком под боком, мы понимаем, что человек, который стреляет – это актер, кровь – это не кровь, а краска, потому что в нас сильна логика. Шестилетний человечек воспринимает мир эмоциями, поэтому кажущийся нам безобидным фильм может вызвать страхи, неуверенность, и др. психологические проблемы. От вас ребенок тоже воспринимает в первую очередь эмоции, и только потом слова. Папины эмоции одобрения, возгласы восхищения, с которыми он смотрит очередную драку, влияют на него сильнее, чем мамины слова о том, что нельзя быть жестоким и агрессивным.
От того, какими идеями пробуждаются чувства, эмоции ребенка, зависит формирование его взглядов на всю дальнейшую жизнь.
  это не кровь, а краска, потому что в нас сильна логика. Шестилетний человечек воспринимает мир эмоциями, поэтому кажущийся нам безобидным фильм может вызвать страхи, неуверенность, и др. психологические проблемы. От вас ребенок тоже воспринимает в первую очередь эмоции, и только потом слова. Папины эмоции одобрения, возгласы восхищения, с которыми он смотрит очередную драку, влияют на него сильнее, чем мамины слова о том, что нельзя быть жестоким и агрессивным.
От того, какими идеями пробуждаются чувства, эмоции ребенка, зависит формирование его взглядов на всю дальнейшую жизнь.
(0 голосов)