- Воспитание детей
- Статьи
- Развитие и воспитание ребенка
Пожалуй, трудно найти родителей, которые не хотели бы воспитать хорошего ребёнка. Большинство людей в процессе воспитания детей опирается на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали в своё время. Между тем, имеется множество доказательств тому, что прежние методы воспитания дают сбои и не приносят ожидаемых результатов. Иногда эффект их применения бывает прямо противоположный. В чём причины этого явления?
Перемены, происходящие в современном мире, требуют новых, неординарных подходов к проблеме воспитания, поиску альтернативных современных методов воспитания детей.
Авторитарные методы воспитания детей
Методы воспитания детей, которыми до сих пор пользуется подавляющее большинство родителей, формировались в семье на протяжении столетий в условиях феодального общества, а затем в условиях буржуазных или социалистических демократий, основу которых составляла авторитарная власть. Это авторитарные методы воспитания детей.
Основным принципом таких методов является требование беспрекословного подчинения детей воле родителей. В арсенале воспитательных мер здесь имеются такие способы воздействия на ребёнка, как приказ, выговор, окрик, угроза, насмешка, наказание, в том числе, и физическое. Ребёнок при этом рассматриваются как некий негативный, враждебный субъект, который стремится всё время что-то сделать не так, которого постоянно нужно одёргивать, направлять.
В основе мотивационных механизмов поступков детей при таких методах является страх.
Демократические методы воспитания детей
Демократические методы воспитания детей являются новыми, современными методами, которые родились под влиянием демократических преобразований, происходящих в окружающем нас мире.
В основе таких современных методов воспитания детей лежит отказ от принуждения, подчинения поступков детей желаниям родителей и бесконфликтная переориентация их с плохого поведения на хорошее. Применение этих методов предполагает изучение восприятия ребёнком тех или иных фактов или событий в жизни и оказание ему ненавязчивой помощи в правильной их оценке. Ребёнок не рассматривается как плохой или хороший, но как живой человек, которому свойственно ошибаться. Оценке подвергаются поступки, а не он сам. Положительную оценку получают поступки, учитывающие интересы всех участвующих в конфликте сторон. Взаимоотношения в семье строятся не на страхе детей перед неминуемым наказанием, а на принципах взаимопонимания, доверия, взаимного уважения, безусловной любви.
Мотивацией поступков детей в этом случае является внутреннее побуждение к действию и выбор правильного варианта действий на основании собственных представлений о том, что хорошо, а что плохо.
Сравнительная оценка авторитарных и демократических методов воспитания детей
Авторитарные методы просты, имеют быстрый эффект и не требуют больших временных затрат. Положительным эффектом воспитательного воздействия для данной группы методов считается непременное выполнение требований родителей. Однако цена детского послушания в данном случае слишком велика. В семье возникает отчуждённость между родителями и детьми, которая углубляется по мере взросления ребёнка, исчезает взаимное доверие и любовь.
Обратной стороной страха наказания за непослушание является развитие у ребёнка таких негативных черт характера как трусость, подлость, угодничество, ябедничанье, озлоблённость, чёрствость, неуверенность в своих силах, низкая самооценка. Дети, испытавшие на себе подобные методы воспитания, не всегда могут отличить, что хорошо, а что плохо и зачастую не знают, как им поступить в конкретной жизненной ситуации. Неуверенность в себе не позволяет им добиться хороших успехов в учёбе, работе, в личной жизни. Причины своих неудач они усматривают не в зависимости от своих поступков, а от сторонних факторов. Став взрослыми, эти люди постоянно ждут чьих либо команд, оценок, советов и помощи. Им очень сложно приспособиться в современном мире.
Демократические методы напротив – сложны, требуют значительных затрат времени и быстрого эффекта не обещают. Кроме того, они предполагают постоянное самосовершенствование родителей, общую грамотность в вопросах воспитания детей и знакомство с современными методами воспитания детей в частности. Необходимыми качествами родителей при этом является выдержка, умение владеть своими эмоциями, настойчивость, последовательность.
Цели воспитания детей в данном случае отличны от целей при авторитарных методах. Положительным результатом воспитательного воздействия считается не безоговорочное выполнение родительского распоряжения, а правильный выбор необходимого действия в конкретных жизненных обстоятельствах и осознанное его выполнение. Эти методы способствуют развитию у ребёнка чувства уверенности в себе, смелости в принятии решений, инициативности, ответственности, честности, демократичности, дружелюбия. Воспитываясь в семье, где в основе отношений лежит уважение и любовь, такие дети выходят во взрослый мир открытыми, искренними, способными дарить любовь другим людям.
Демократические методы воспитания детей приобретают исключительно важное значение, если в семье растёт гиперактивный ребёнок.
Выводы
Несмотря на простоту и привычность старых, авторитарных методов воспитания детей, демократические перемены в обществе требуют новых подходов в вопросах воспитания. Демократические методы воспитания детей наиболее полно соответствуют принципам, декларируемым в обществах с развитой демократией, и за ними, несомненно, будущее. Однако, правильное воспитание ребёнка – такое воспитание, которое основано не на идеалистических представлениях о мире, а учитывает все его реалии. К сожалению, они таковы, что ребёнку, воспитанному в любви и на демократических принципах, необходимо также объяснить – в повседневной жизни пока ещё много случаев, когда принуждение является единственно возможным средством для достижения поставленной цели.
Тематическая литература:
1. Кэтрин Кволс . Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. - Санкт-Петербург, Издательская группа «Весь», 2006. – 272 с. (Семейная библиотека: здоровье и психология).
2. Воспитание без наказаний и крика. Как бороться с непослушанием мирными способами. Джерри Викофф, Барбара Юнелл; пер. с англ. Т. И. Попова. – Минск, «Попурри», 2007. – 272 с.
dolotin
Первый комментарий (от 25.04.2011 14:21) был адресован, по-видимому, мне, но - прошу заметить - писал его не я.
Владимир Долотин
Занимательная статья!