- Воспитание детей
- Статьи
- Развитие и воспитание ребенка
Есть дети, которые очень медлительные и любую обязанность выполняют очень вяло. Хорошо ли это или плохо? Это качество хорошо с той стороны, что такой ребенок любую обязанность делает аккуратно и тщательно, чтобы комар носа не подточил. Но при этом плохо тем, что замедленные действия ребенка мешают взаимодействию с окружающим миром: мама постоянно ругается и раздражается, ровесники насмехаются над его медлительностью и прогоняют, в школе учителя ставят низкие оценки за недоделанную работу или опоздание.
Некоторые психологи считают, что медлительность ребенка является врожденным качеством, именно при рождении он приобретает такой характер и особенность. Эти качества нужно принять и дать возможность ребенку делать работу с той скоростью, которой он обладает. С медлительностью ребенка нужно смириться, тогда мама перестанет ругаться, а это уже отлично как для мамы, так и для ребенка.
Есть и другая категория родителей, которые не ограничиваются хорошим отношением к ребенку, а хотят воспитать адекватного и успешного человека. В этом случае вопрос с руганью становится неактуальным, ведь между ребенком и родителями должны быть дружеские отношения. Но при этом ускорение медлительности ребенка для них становится первостепенной задачей.
Способов ускорить медлительность ребенка много, но в этой статье рассмотрим способ «принцип упрощения», который является простым и доступным для всех детей и родителей.
1. Сначала нужно определить, в чем у вашего ребенка проявляется медлительность. Скорее всего, таких ситуаций много. Раз так, значит, нужно выбрать для начала только одну – самую простую. Например, среди медлительности может быть такое, что ребенок домашние задания выполняет очень медленно и долго. Перед тем как сесть за выполнение задания, он медленно подходит к столу и не спеша садится, затем неохотно вытаскивает дневник и кое-как находит нужную страницу в нем, затем ищет подходящее место, куда можно положить его. Следующие его действия – это поиск нужных предметов и медленное их вытаскивание из портфеля или тумбочки. Потом ищет нужные страницы. Следующий этап – это поиск тетради, пенала и ручки. Проходит минут 10 и лишь тогда он полностью готов, чтобы приняться за уроки.
2. Нужно разложить ситуацию на действия, которые должны быть простые, и дать понять ребенку, что вы понимаете под ними. Вытащить дневник из портфеля – это открыть портфель, сунуть в него руку, затем нащупать дневник и вытащить его, после чего положить на край стола, чтобы дневник смотрел лицом к нему. Взять ручку в руки и быть готовым писать – это достать пенал, вытащить нужную ручку, взять ее и правильно расположить в руке, положить руку на стол и придерживать тетрадь, чтобы она не скользила по столу, направить взгляд на тетрадь, ручкой указать на место, откуда он собирается начать писать.
3. Когда ребенку разъяснили эти простые действия, он должен все это повторить правильно и в последовательности. Когда повторил все верно и без ошибок, попросите то же самое повторить еще раз, но при этом быстрее. Эти действия нужно повторить раз 10-15, чтобы все это он начал делать легко и при этом непринужденно.
4. Когда этот этап пройден, пора переходить к следующему этапу действий. И все это должно быть поочередно. Если ребенок все равно некоторые действия будет выполнять медленно, то стоит понаблюдать за ним, в чем имеется торможение. Если выясните, то постарайтесь это выполнить теми же вышеперечисленными способами, но уже все действия разложите более простым и элементарным языком. Может быть, во время упражнений он не может вытащить дневник из портфеля, потому что молния расстегнута не полностью? Объясните ему полностью расстегивать молнию и дайте понять, что только так дневник выйдет легко и просто.
На первый взгляд, метод кажется очень простым и примитивным, при этом не стоит к нему относиться легкомысленно. Эти элементарные действия имеют глубокий внутренний смысл.
Во-первых, ребенок начнет понимать, что медлить – это невыгодно. Он окажется перед фактом, что при медленных действиях родители заставят ему делать очень скучные задания и при этом по многу раз одно и то же. Здесь он поймет, что если сделать все правильно и быстро, то и самому будет приятно, и родители похвалят. У ребенка вместо мыслей «не получается, не могу» будет возникать мысль, что «нравится, получается, могу».
Во-вторых, родители из критика превращаются в помощника. В таких случаях они доброжелательно и в интересах ребенка начинают помогать ему учиться сложным вещам. Если же не получается, то учат через простые разъяснения. Если и так не получается, то учат элементарно просто. В таком случае контакт с малышом начинает налаживаться, а отношения становятся куда лучше.
В-третьих, все действия происходят бодро и весело! Ребенок будет чувствовать радость и счастье от того, что он поставленную перед собой задачу выполнил быстро и четко, без особого труда. Если иметь такую атмосферу воспитания, со временем любая медлительность просто испарится, исчезнет, так как это уже будет не нужно.
Помните, что медлительность – это еще не приговор! Любого ребенка можно, даже нужно научить принимать решения и действовать энергично и бодро! Начнем ускоряться?