- Воспитание детей
- Статьи
- Развитие и воспитание ребенка
Теория раннего развития ребенка становится все более популярной. И уже никто не удивляется, когда знакомые отводят свое чадо в такую школу. Более того, это стало почти нормой. |
Но какой бы ни была первопричина, прежде, чем применять любые педагогические системы, следует в них разобраться. А для начала – хотя бы понять смысл раннего развития, его цели
Авторы многих исследований пришли к выводу о том, что интеллектуальный уровень, по-видимому, связан не с «количеством серого вещества», а с тем, как развивается мозг в детстве и юности. |
Главное
Методы раннего обучения появились в педагогике в конце 19 века (Монтессори, Флебель), дальнейшее же изучение раннего детства привело к убеждению в необходимости стимулирования развития детей. С тех пор разнообразных методов и систем раннего развития появилось огромное множество.Все они (или большинство) создавались профессионалами и возникли на основе опыта работы с детьми, в том числе с отстающими в развитии.
В основе идеи раннего развития лежат два убеждение. С одной стороны, человеческий мозг проходит основной путь своего развития в период дошкольного возраста. С другой стороны, воздействия среды, окружения напрямую влияют на внутреннюю биологическую структуру мозга. Поэтому усиленно стимулировать процесс развития мозга целесообразно до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей, а способности усваивать новую информацию поистине выдающиеся.
Все подобные развивающие методики построены с учетом возрастных особенностей ребенка и не предполагают преждевременного привития ребенку навыков, которыми он еще не в состоянии овладеть по физиологическим причинам. Раннее развитие лишь предоставляет возможность создания благоприятных условий для развития имеющегося потенциала ребенка. С помощью активной творческой деятельности методики ускоряют развитие основных психических функций: внимания, памяти, воображения, логического мышления. Так образуется интеллектуальная база умственных способностей взрослого возраста. Ребенок, обучаемый по таким методикам, развивается не только умственно. Важная роль отводится физическому развитию и психическому здоровью малыша.
Такие дети вырастают любознательными, они тянутся к знаниям и полученный ранее опыт обучения с успехом применяют в школе.
Анализируем себя
Теперь, когда разгадка смысла понятия «раннее развитие» стала ближе, стоит прислушаться к себе, своим ощущениям и стремлениям. Почему вы хотите обучать ребенка по методу раннего развития? Когда возникла эта мысль? Чего вы хотите достичь? Что ждете от ребенка? Это очень важные вопросы!Психологи и педагоги настаивают на том, что если под желанием отдать малыша в школу раннего развития лежат родительские амбиции, или неудовлетворенность собственным воспитанием, или любая другая причина, никак не относящаяся собственно к ребенку, – лучше оставить эту идею. Такой родитель не сможет полноценно включиться в работу с педагогами, не сможет дать ребенку необходимого количества положительных эмоций, получаемых от обучения.
Если же вы согласны с тем, что любой ребенок – это личность, со своими собственными желаниями и возможностями, – вам прямая дорога в школу раннего развития! Только учтите некоторые моменты…
В результате применения методов раннего развития ребенок начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем его сверстник |
На что обратить внимание
Каждая методика по-своему уникальна, единых рекомендаций по выбору направления обучения нет. Но существуют некоторые общие моменты, которые полезно учитывать как при выборе школы, так и во время обучения малыша.Научная опора
Лучшим вариантом будет использовать ту методику, которая основывается на научных данных. Программа, учитывающая особенности устройства и развития мозга, будет наиболее эффективной.
Индивидуальный подход в выборе метода
Чтобы понять, какой подход будет наиболее правильным к вашему малышу, изучите как можно больше разных методик. Это не только увеличит эффективность обучения, но и поможет избежать стресса, если вы вдруг обнаружите, что другая методика вам ближе. Любым вопросом можно с легкостью овладеть, если подобрать такой способ обучения, который будет задействовать уникальные склонности данного ребенка.
Может получиться так, что вам приглянется один элемент из одной системы, второй элемент – из другой системы. Сочетание нескольких (но не взаимоисключающих!) методик часто идет только на пользу. Ведь наиболее полную информацию можно получить, лишь задействовав несколько путей передачи знаний.
К примеру, обучение по Доману происходит пассивно, скучно. Но его сильной стороной является нацеленность на физическое развитие маленького человечка. Методика Никитиных, активно использующая развивающие игры, отлично совершенствует природой заложенные в ребенке способности. Однако у них очень слабо представлено обучение чтению и счету. А с этими задачами можно обратиться к методу Зайцева.
Наиболее полно и емко методы овладения чтением, письмом и счетом разработаны педагогом Зайцевым. Зайцев создал обучающие кубики и на английском языке.
Только если мы будем поощрять и развивать уникальные склонности ребенка, его своеобразие, мы сможем развить интеллект и способность к творчеству, а главное, позволим во всей полноте раскрыться его личности. |
Не ставьте целей и временных рамок
Если, начав обучаться по методике раннего развития, вы будете стремиться добиться определенных результатов к определенному времени, неизбежно будете нервничать и подгонять малыша. Нет ничего лучше насилия и несоблюдения меры – если перед вами стоит задача отбить желание учиться.
Следуйте желаниям и потребностям ребёнка
Из предыдущего правила логически вытекает и последнее: только тем будет ребенок заниматься с удовольствием, к чему у него лежит душа. Или же тем, что напрямую связано с его реальной жизнью, происшествиями, свидетелем которых он был.
Доводы против
Подобные педагогические методы рассчитаны на первые 5 – 7 лет жизни. Дальнейшее обучение является проблематичным. Ребенок может остаться на домашнем обучении, что часто приводит к отсутствию важных социальных навыков. Ребенка могут отдать в частную школу, работающую по авторским методикам. Но таких школ крайне мало. Или же его отдают в обычную школу, способ обучения в которой противоположен тому, к которому ребенка привык.Важнее всего то, что знания первоклассника, к которому были применены методы раннего развития, намного выше знаний, каких требует от данного возраста школьная программа. Перед родителями встает дилемма: «перескочить» через несколько классов (что чревато психологическими проблемами) или же оставить со сверстниками (что неизбежно затормозит дальнейшее развитие).
Маленькие дети очень любят получать новые знания, поэтому раннее развитие в какой-то мере необходимо каждому малышу. Не обязательно это должно быть следование методам какого-либо педагога-новатора. Во многих случаях для полноценного развития ребенка, для проявления его личности достаточно простой заинтересованности родителей в своем ребенке и в его желаниях. Разговоры на разнообразные темы, прогулки "со смыслом", экскурсии, чтение и обсуждение книг - все это важнее любых приемов методик раннего развития.
Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:
http://www.razumniki.ru/
http://aim.h1.ru/
http://www.mosparents.ru/
http://www.rebenok.com/
(Авторы: Берёзова В., Цареградская Ж.В.)
http://www.razumniki.ru/
http://aim.h1.ru/
http://www.mosparents.ru/
http://www.rebenok.com/
(Авторы: Берёзова В., Цареградская Ж.В.)
(0 голосов)