Атлетизм в России
Известно, что в России до 1917 года силовые виды спорта были также распространены и любимы широкой публикой, как и сейчас. Благодаря популярному атлету и пропагандисту атлетизма Ивану Лебедеву, являющемуся также талантливым журналистом и писателем, чемпионаты французской борьбы превратились в музыкальные театрализованные выступления. В соревнованиях могли принимать участие как русские, так и иностранные борцы. Местом их проведения был петербургский цирк «Модерн», а также городские театры Одессы, Ставрополя, парки Оренбурга и Пензы. Традиционно один из участников использовал маску, что добавляло нотку таинственности. Любой из зрителей имел право вызвать на поединок знаменитость. Бывало и такое, что побеждал любитель.
В выступлениях участвовали богатыри из Эстонии Георг Лурих и Георг Гаккеншмидт, кавказцы Сали Сулейман и Коста Майсурадзе, легендарный Иван Поддубный, сибиряк Терентий Корень, великан из Вятки Григорий Кащеев. На сцене можно было увидеть поляка Станислава Збышко-Цыганевича, француза Рауля Ле-Буше и других знаменитых иностранцев.
После окончания чемпионата и вручения премий часто проводился конкурс красоты мужского тела. В нем могли участвовать любители и профессионалы. Даже тогда русские участники придавали огромное значение эстетике тела.
Многие знаменитые писатели и музыканты с увлечением занимались французской борьбой, интересовались спортом. Так, Федор Шаляпин был поклонником атлетических упражнений. Александр Грин написал рассказ о борце Фоме Сибиряке. Скорее всего, прообразом этого персонажа послужил атлет Эмиль Фосс. Некоторые рассказы писателя-юмориста Аверченко посвящены тяжелой атлетике.
Большая роль в развитии русской атлетики принадлежит врачу Владиславу Краевскому, поляку по национальности. В 1885 году им был основан кружок любителей атлетики, причем первый в России. Эта идея пришла к Краевскому после увиденного им выступления немецкого борца Шарля Эрнеста, который имел превосходную мускулатуру. Также знаменитый врач читал лекции и организовывал показательные выступления иностранных атлетов. Он открыл свой атлетический зал, где каждый желающий мог тренироваться в любое время. Прекрасное оборудование зала делало Краевскому честь: пол был застелен мягким ковром, на стеллажах размещались штанги, гири, гантели. На стенах висели сотни снимков борцов и атлетов со всех стран.
Именно создание этого кружка послужило отправной точкой для развития отечественной тяжелой атлетики, а Краевский стал называться «отцом русской атлетики». Им были изложены интересные мысли об атлетическом спорте, но рукопись так и не опубликовали. Автор полагал, что основу атлетики составляет здоровье, физическое развитие и закаливание организма. Также врач предлагал методику преподавания атлетики и высказывался о необходимости подготовки специальных педагогических кадров.
ЧВ 1897 году было открыто Петербургское атлетическое общество (по инициативе Георгия Рибопьера). На то же время приходится начало издания первых спортивных журналов. Это «Русский спорт», «Спорт», «Геркулес», «К спорту». Переводчики излагают на русском языке самые известные системы физического развития.
Примечательно, что среди борцов и атлетов прошлого было много удивительных людей. Александр Засс, великолепный дрессировщик, создал кистевой динамометр, описал несколько систем физического развития. Врач А.Анохин является автором «Волевой гимнастики» и множества статей по физическому развитию и гигиене. Георг Лурих – великолепный пианист, шахматист, полиглот. Петр Крылов – яркий пропагандист атлетизма.
В 1913 году Россию приняли во Всемирный союз тяжелой атлетики, и с того момента у русских спортсменов в этом виде спорта появилось еще больше возможностей проявить себя.