Атлетизм в период средневековья
В средние века жизнь большинства людей была подвержена влиянию христианских идей, связанных с полным отрицанием всякой ценности земной красоты, значимости тела и физической культуры как таковой. Эта норма нравственного поведения (аскетизм) касалась всех социальных слоев. Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Киприан Карфагенский являлись первыми теоретиками идей христианства и выступали против физических упражнений, игр и состязаний. Тертуллиан считал их сумасбродными и писал, что выставление на показ телесных сил служит тщеславию и унижает противника. В 344 году, вследствие жесткой позиции по отношению к спортивным мероприятиям и зрелищам со стороны христианской церкви, были запрещены Олимпийские игры. Простая атлетика постепенно исчезает.
Позднее, в период развитого феодализма, появилась необходимость в сильных воинах с хорошей физической подготовкой. Церковь начинает дифференцированно относиться к физической культуре. Несмотря на прежнее отношение к телу, как источнику греха, занятия рыцарей проходили с использованием отягощений при выполнении упражнений, и эти формы подготовки не поддавались осуждению. Идеал рыцаря сочетал физическую силу и боевой дух, и эти требования определяли нормы физического воспитания.
Действительное возрождение интереса к атлетизму происходит в конце XIX века. Культ сильного и здорового мужского тела был тесно связан с развитием силового соревновательного спорта. Красивое сильное тело не дается от природы, а является результатом целенаправленных усилий, работы над собой и дисциплины. Превращение спортивных достижений и физической культуры в зрелище расширяет возможности публичного представления этих мужских качеств. Во многих странах появились силачи – артисты, устраивающие демонстрацию своей силы на цирковых аренах. Это были профессиональные атлеты, умеющие жонглировать тяжелыми гирями, штангами и это привлекало широкое внимание современной публики. В Великобритании также возрождаются и процветают различные атлетические игры, а слово «спортсмен» можно было смело заменять словом «джентльмен». Появляется тяжелая атлетика, позднее ставшая олимпийским видом спорта.
Самым известным атлетом и первым современным культуристом, эталоном физического совершенства на смене столетий был Евгений Сандов (европеец, имеющий русские корни). Свою карьеру циркового атлета он начал с демонстрации силовых трюков и разработанной им серии уникальных номеров. Он мог поднять лошадь и удерживать ее над головой, выполнить сальто назад с гирями в руках, весом по 24 кг каждая. Он представлял публике свою непревзойденную силу, поднимая немыслимые тяжести, животных и людей. Однако его популярность была основана не только на его поразительной силе, но и на совершенстве фигуры, что было большой редкостью для современных ему силачей. Его исключительное телосложение ставило Сандова высоко над другими атлетами. Сандов получил покровительство нескольких знатных вельмож в Европе, а король Англии присвоил ему звание Профессора физической культуры.
Будучи самым сильным в мире человеком, в начале XX века Сандов был приглашен в Америку, где продолжал демонстрировать свои поразительные способности, восхищая миллионы людей. Но куда более интересным и современным он счел показ своего телосложения как произведения искусства. Он популяризирует физическую активность, здоровый образ жизни и первым начинает проводить соревнования, на которых оценивалось развитие фигур атлетов и лично вручает награды победителям. Через несколько лет он становится одним из самых богатых и знаменитых людей своего времени, журналисты заслуженно превозносят его имя. С Сандова, по большому счету, начинается современный бодибилдинг, который он возвел в ранг неотъемлемой части физической культуры.