Планируя новый дом, не всегда задумываешься о гараже. Но если машины нет, это не значить, что ее никогда не будет. Кроме того, гараж можно использовать в качестве мастерской, для хранения садового инвентаря, и многого другого. Здесь же мы рассмотрим расположение гаража на участке применительно к его прямому назначению.
Гараж можно встроить в дом, пристроить к дому или поставить в стороне от дома. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, а встроенный гараж возможен только при новом строительстве, в готовый дом можно встроить разве что «гараж» для мотоцикла.
При определении места для расположения гаража крайне не советую строить его с южной стороны дома - зачем закрывать солнце, которого в наших далеко не южных краях и так не хватает. Также важно расстояние от ворот до гаража. Конечно, можно сделать выезд из гаража прямо на улицу, но это далеко не самый лучший вариант. Мой первый гараж был построен именно так, из-за нехватки места на участке, но… мыть машину неудобно, и дети любили играть в мяч перед воротами, очень шумно, да и проветривая гараж летом нельзя далеко отлучаться. Оптимально, когда расстояние от ворот забора до гаража не менее длины машины плюс полтора-два метра. Можно спокойно мыть и обслуживать автомобиль, и летом авто можно не загонять в гараж.
Итак. Какие плюсы встроенного гаража? Общий фундамент, крыша, две общие стены позволяют сэкономить на материалах и трудоемкости. Проще тянуть коммуникации, можно даже сделать санузел. Удобно – сел в теплую машину и поехал за покупками, по возвращении заехал внутрь и разгрузил прямо дома, не выходя под дождь или снег. Добавьте сюда экономию земли, особенно если участок небольшой. Но есть и недостатки, из-за которых этот вариант не столь распространен, несмотря на его преимущества.Шум и выхлопы, которые первыми приходят на ум, на самом деле не столь страшны. Проблема шума решается применением современных звукоизоляционных материалов, а исключить попадание в дом выхлопа можно с помощью тамбура между помещениями гаража и дома, а также устройством хорошей вентиляции.Кстати, вентиляция необходима для сохранности кузова.
Еще один аргумент против – возможность возникновения пожара в гараже и переход огня на дом. Бороться с огнем трудно, гораздо легче не дать ему «пищи», применяя негорючие материалы, но полностью исключить вероятность пожара невозможно.
Размещение гаража в цоколе решает часть этих проблем, но увеличивает стоимость строительства, требует тщательной гидроизоляции и защиты от дождевых и талых вод.
К сожалению, у нас в Ленинградской области, да и во многих других регионах Росси, высокие грунтовые воды не позволяют устроить цокольный этаж, и в этом случае мы сталкиваемся с главным недостатком встроенного гаража. На первом этаже обычно располагаются гостиная, кухня и столовая, туалет и ванная, иногда кабинет, а на втором – спальни. То есть первый этаж это жилая зона, а второй – спальная. И гараж может отнять драгоценные метры жилой зоны. Конечно, если вы планируете построить огромный дом с пятью спальнями и ванной в каждой из них, то места на первом этаже хватит, но для средней семьи из трех-четырех человек огромный дом не нужен, да и дорог в обслуживании.
Пристроенный гараж имеет те же удобства, что и встроенный, но лишен его недостатков. Сделав грамотный проект, правильно расположив гараж (не с южной стороны), вы получите лучшее решение за оптимальную цену. Но пристроить гараж к существующему дому не так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, во многих случаях придется закрыть часть окон примыкающей к гаражу стены. Во-вторых, если вход в дом находится в стороне от гаража и совместить входы в гараж и дом не удастся, то теряется одно из вышеизложенных преимуществ – независимость от погоды. В-третьих, фундаменты дома и гаража работают по разному, возможно гараж будет «гулять» относительно дома, что может привести к его повреждению. Эта проблема решаема, но требует участие специалиста.
Отдельностоящий гараж. Если дом расположен в глубине участка, то пристраивать к дому гараж и строить к нему многометровую дорожку нерационально. И в этом случае мы приходим к третьему варианту. По большому счету, этот вариант, по моему мнению, стоит рассматривать именно как последний, когда первые два невозможны, в том числе и по финансовым соображениям. Такой гараж можно построить недорого, сэкономив на фундаменте, утеплении, и материалах стен. Металлический или каркасный гараж устанавливается без мощного фундамента, а в качестве пола используется грунт под ним. Главное, вы получаете защиту для своего железного коня от непогоды и злоумышленников, а когда появятся деньги и время, можно утеплить его, добавив немного комфорта для себя.
Свой второй гараж я начал строить в стороне от дома (и в 6 метрах от забора), и в первую очередь из-за невозможности пристроить его к дому, так как по участку проходит газопровод, и дом расположен за ним, далеко от передней линии. Уже есть крыша и стены, постепенно появятся ворота и утепление, но уже не нужно по утрам сметать снег с крыши авто и лед со стекол.
Кратко резюмирую.
Встроенный гараж – довольно противоречивое решение. Располагая его на первом этаже, вы теряете жилую площадь. Цокольный этаж – хорошее, но недешевое решение. Лучшее решение – пристроенный гараж. Недаром за границей, в пригородах, гаражи ставят именно так. Отдельно стоящий гараж, как правило, решение вынужденное.
И еще две рекомендации. Обязательно сделайте в гараже хорошую вентиляцию. И не повышайте температуру в гараже в холодное время года выше +5 градусов без необходимости. А для проведения ремонтных или регламентных работ нагреть гараж можно с помощью небольшой печки. Выполните эти условия, и ржавчина не тронет корпус вашего авто.