Ар деко
Зародившийся в тридцатых годах в Америке и переживший как минимум три возрождения в истории декораторского искусства – стиль Ар Деко снова актуален. Новый взлет популярности этого ретро-стиля связан с попыткой декораторов найти нечто понятное и простое в хаосе современного искусства. Кроме того, этот стиль оптимально сочетает основные тенденции современного декораторства. С одной стороны направленность на создание роскошных и изысканных интерьеров для очень состоятельных людей, с другой стремление современного искусства к техницизму, и, конечно, тяготение декора к искусству как таковому: стремление создать красоту. Название термина вошло в обиход в семидесятых, когда в The Times появилась статья Hilary Gelson озаглавленная «Ар деко». До шестидесятых во Франции об ар деко говорили как о ретро, а в Америке существовал термин «джаз модерн». Многие художники в начале двадцатого века стремились создать в искусстве иллюзию роскошной жизни и благополучия, которых не было в реальности – в тревожное время между двумя мировыми войнами.
Ар деко является во многом продолжателем стиля модерн и заимствует у него многие темы и мотивы. Работы декораторов этого направления объединяют неожиданные сочетания дорогих и экзотических материалов, извилистые линии, подчеркнутая искусственность интерьеров (декоративизм). Ар деко соединил в себе очень многие, подчас несочетаемые на первый взгляд направления: элементы египетской и греческой архаики, черты ампира, некоторые идеи русских декораторов, различные формы японского, китайского, африканского искусства. Этим объясняется, что интерьеры в стиле ар деко зачастую не имеют какой-то единой композиции и воспринимаются как набор случайных компонентов, просто красивых и стильных вещей – предметов мебели, текстиля, изделий из бронзы, стекла, керамики. Наверное, интерьер в стиле ар деко можно назвать «мастерской художника». Каждый предмет играет в нем свою персональную роль, что порождает перенасыщенность интерьера деталями. Мебель в этом стиле богато украшается дорогостоящими материалами. Перламутром и слоновой костью и в наше время нередко оттеняют фактуру древесины, но начало этой традиции положили отец и сын Жайо в 1925 году.
Ар Деко утверждал независимость формы и материала и практически автономную роль декора. У каждой вещи свое неповторимое лицо и несомненная значимость. Прямоугольный орнамент - это яркая характерная черта ювелирных изделий в стиле Ар Деко. Существует две школы, которые выпускают черно-белые и цветные украшения. Первая использует такие материалы, как: сталь, платина, серебро, бриллианты, черный оникс, вторая: золото, эмаль, разноцветные драгоценные камни, янтарь.
Ар Деко утверждал независимость формы и материала и практически автономную роль декора. У каждой вещи свое неповторимое лицо и несомненная значимость. Прямоугольный орнамент - это яркая характерная черта ювелирных изделий в стиле Ар Деко. Существует две школы, которые выпускают черно-белые и цветные украшения. Первая использует такие материалы, как: сталь, платина, серебро, бриллианты, черный оникс, вторая: золото, эмаль, разноцветные драгоценные камни, янтарь.
Рене Лалик прославился как один из искуснейших мастеров по стеклу и ювелирным изделиям в начале девятнадцатого века. Он экспериментировал с огромным количеством материалов. В его ювелирных украшения искусно соединены камень и стекло, эмаль и пластик. Они могли принимать самые причудливые формы, например павлинов или стрекоз. Его изделия из стекла отличались сложностью работы: в них художник мог использовать больше десяти цветов. Лалик любил украшать свои стеклянные изделия эмалью.
Архитектура, как известно, наиболее точно характеризует стиль. И именно в архитектуре недостатки Ар Деко особенно заметны. Стиль Ар Деко совершенно лишен какой-либо определенной концепции или идеи, поэтому здания в этом стиле зачастую страдают отсутствием четкой композиции. Так, отсутствие конкретной идеи, украшающее произведения малых форм, негативно влияет на крупные архитектурные сооружения, как бы лишая их целостности. Из всех стран, в архитектуре которых отразился этот стиль, пожалуй, только Америка продолжает строить новые памятники Ар Деко – небоскребы.
Замечательным сооружением в стиле Ар Деко является здание Chrysler Building, созданное архитектором Вильямом Ван Алленом для автомобильного магната Вильяма П. Крайслера. Empire State Building так же является ярким примером архитектуры стиля Ар Деко. Стиль Ар Деко в начале двадцатого века формирует новое представление о роскоши. И именно поэтому он особенно прижился в Голливуде. Предметы интерьера в стиле Ар Декор изготавливают из слоновой кости и эбенового дерева, кокоса и бамбука, перламутра, кож акулы, крокодила, ската и даже угря. Самые необыкновенные и редкие материалы в этом стиле соседствуют с абсолютно простыми и лаконичными деревом, железом, стеклом.
Смешение этнических элементов с современными тенденциями и материалами – важная особенность этого стиля. Ар Деко предпочитает геометрические формы и орнаменты, абстрактные композиции, восточные и африканские мотивы в узорах. Новый период популярности этого стиля пришелся на 90-е годы XX столетия. Сегодня Ар Деко принято воспринимать как буржуазный стиль, так как он способен подчеркнуть уровень благосостояния своего владельца. Интерьеры в стиле Ар Деко характеризуются наличием эксклюзивных предметов, в том числе и мебели, бронзовых и стеклянных элементов, а также предметов декора, изначально не предназначенных для украшения жилого помещения. Например, подиумы и фонтаны. Приветствуется наличие в интерьере дорогой бытовой техники, желательно в хромированном корпусе.
В наше время Ар Деко воспринимается как ретро стиль, стиль роскоши и достатка. Интерьеры, выполненные в этом стиле, как правило, не отличаются функциональностью и служат скорее для украшения жизни.