Рококо

Рококо


Стиль рококо берет начало во Франции 18-го столетия и является преемником другого орнаментального стиля – барокко. Его формирование тесно связано с творчеством художников-декораторов, творивших для верхов французского аристократического общества. Один из таких мастеров светского декора, Пьер Лепотр, отвергнувший крайности барокко в пользу более мягких и сглаженных архитектурных форм, стал родоначальником стиля рококо, или rocaille, что по-французски означает «раковина». Рокайль с характерными для него двойными С-образными изгибами и орнаментальными изысками был призван создавать атмосферу удовольствия и наслаждения, бесконечных развлечений и пышных дворцовых празднеств, в которых некогда купалась французская аристократия.

Архитектура рококо отличается легкими и воздушными формами, игривыми и изящными орнаментами на фоне некоторой асимметричности. Архитектурный образ должен исключать все мысли о земном и увлекать в заманчивый мир грез и иллюзий. По-королевски изысканное оформление жилых помещений создает атмосферу утонченности, беспечности, любви и блаженства. Неудивительно, что главной вдохновительницей художников тех времен становится античная богиня любви Венера, изображение которой торжественно следует из одного салона в другой в окружении свиты наслаждающихся жизнью амуров, сатиров и обнаженных нимф.

Характерные для барокко криволинейные формы приобретают в рококо еще большую актуальность. Мягкие и грациозные линии обретают свободу и создают иллюзию движения. Плавные полукруглые переходы (падуги) сглаживают прямые углы между стеной и потолком, создавая конусообразный или овальный свод, украшенный более легким и тонким по сравнению с барокко рельефным орнаментом. Окна составляют практически единую плоскость со стеной.

Единство архитектурного стиля и элементов внутреннего декора является новшеством и отличительной чертой стиля рококо, интерьер перестает быть скоплением разрозненных частей и обретает целостность. Элементы декора составляют единую композицию, изящные лепные орнаменты плафонов и стен, обрамленные гирляндами из цветов и стеблей, в едином порыве пускаются в пляс, подчиняясь легким, беззаботным и вместе с тем витиеватым и капризным ритмам. Фрески как элемент настенного декора уходят в прошлое, им на смену приходят шпалеры с причудливыми узорами, сотканные из шелка и шерсти ковры.

Цветовая гамма интерьера не всегда выдерживается в едином стиле, но допускаемые противоречия никогда не идут вразрез с устремлениями хозяина. Напротив, смена тонов и фривольных декораций призвана обеспечить достопочтенному вельможе комфортный переход от удовольствий и развлечений к работе и государственным делам. Тем не менее, преобладающими красками стиля рококо без сомнения являются светлые, приглушенные и пастельные тона, как-то: перламутровый, серебристый, голубоватый и бледно-охристый.

Мебель приобретает округленные формы, отличается изысканностью и обилием декоративных украшений и вместе с тем несет на себе отпечаток стилей самых разных эпох. Средневековая простота конструкций соседствует с характерной для барокко богатой резьбой и римскими ножками в форме лап животных, а золотая отделка времен Цезарей контрастирует с новомодными пастельными тонами.

Эпоха рококо оказалась довольно плодовита в плане появления новых предметов мебели, она подарила современникам используемые и по сей день шезлонг и канапе, а также знаменитую белую мебель. Не отличаясь большими размерами, она уютно вписывалась в убранство комнат рядом с роскошными мягкими диванами и креслами, обитыми шелком или ситцем. Забота об удобстве великосветской знати привела к созданию такого неотъемлемого компонента  современной мягкой мебели, как пружины для сидений. Подверглись видоизменению и некоторые традиционные предметы обстановки, например комоды, которые не только расширились, но и немного подросли. Свободная, подчиняющаяся лишь законам симметрии и фантазии художника игра прямых и изогнутых линий стала отличительной чертой декора рококо.

Увлечение зеркалами и настенной живописью органично вплетается в архитектурное убранство комнат. Следуя вдоль стен, можно было наблюдать за развитием сюжетных линий, которые получали свое продолжение в росписи потолков. Там, где заканчивались живописные сюжеты, начинались сюжеты зеркальные. Обрамленные легкими овальными рамами из гипса или фарфора зеркала можно было встретить повсюду: над каминами и столиками, на противоположных стенах, где они могли ловить отражения друг друга, завлекая в зеркальный мир иллюзий и зрительно расширяя пространство вокруг себя.

Стоящие напротив или рядом с зеркалами канделябры, выполненные из фаянса, фарфора, стукко или металла, усиливали освещение парадных залов, многократно отражаясь от зеркальной поверхности. Настенные светильники в виде статуэток, золоченные бронзой часы полировались до блеска, что также позволяло отражать пламя свечи, а миниатюры из стекла на консольных столиках, затевая игру бликами пламени, оживляли обстановку, придавая комнате жизнерадостный и праздничный вид. Изделия из стекла приобрели более утонченный и благородный облик, как некогда возвысился хрусталь. Популярная в свое время серебряная посуда заметно сдала свои позиции, лишь вытянутые ребристые кофейники и дутые чайники не уступили своего места в сердцах и на столах современников Людовика XV.

Немалое влияние на стиль рококо оказало и преклонение перед искусством древних культур Японии, Персии, Индии и Китая. Многочисленные предметы роскоши дополнились вазами из тончайшего китайского фарфора, а пристрастие к экзотике вызвало появление новых орнаментальных мотивов и декоративных сюжетов: изображений пальм, диковинных заморских животных, морских волн, а также раковин (рокайлей), ставших символом эпохи рококо.



Рокальная витиеватость вполне вписывается в современный интерьер большого загородного дома, где можно позволить себе подобные архитектурные изыски. Стилизовать интерьер в стиле рококо можно во всех помещениях, хотя наиболее гармонично он будет выглядеть в гостиной, спальной и ванной комнатах. Начинать следует с оформления потолка и стен, которые украшаются лепными гипсовыми орнаментами и декоративными элементами из пенопласта, покрытыми позолотой или окрашенными в белый цвет. В качестве материалов для напольного покрытия могут использоваться плитка или паркет.

Чтобы воссоздать эпоху того времени, понадобится как можно большее количество разнообразных деталей и элементов. Обязательным условием является наличие камина в гостиной, над которым можно поместить зеркало в позолоченной раме, а пара металлических или фарфоровых подсвечников на каминной полке добавят необходимый колорит. Расположенная вдоль стен и в центре гостиной мягкая мебель, покрытая чехлами с замысловатой отделкой, подобранные в тон ниспадающие шторы и расставленные вокруг большие напольные вазы с выпуклыми или нарисованными цветочными или сюжетными композициями позволят составить единый ансамбль.

Необходимыми атрибутами спальни должны стать кровать с балдахином и украшенной витиеватым орнаментом спинкой у изголовья, а также лаковый комод с изогнутым фасадом. Для оформления кухни подойдут голубоватые и бледно-сиреневые занавески и скатерти с цветочным узором. На стол можно поставить фарфоровый чайный сервиз с позолотой и рифленый чайник или кофейник из белого металла. Для освещения комнат следует использовать люстры с лампочками в форме свечей и хрустальными подвесками. Уютную романтическую атмосферу дополнят бра в виде цветков, чаш и, конечно же, морских раковин.

Прилагая усилия для придания интерьеру вида аристократического салона в стиле рококо, важно не переусердствовать: попытка уместить в одном помещении все многообразие приемов и элементов стиля не поможет создать атмосферу праздника, удовольствия и наслаждения, а скорее вызовет чувство дискомфорта у современного человека.

Рококо мебель и предметы интерьера

Свое название стиль рококо получил благодаря творениям итальянца Ж.О. Месонье, который впервые использовал в своих произведениях различные ассиметричные формы, в том числе и форму капризно изогнутой раковины («rocaile»), от французского «rococo». В период появления стиля рококо в моду вошли китайские мотивы (шинуазри - chinoiserie). В таком интерьере использовались различные, характерные для китайского стиля, вещи, в том числе передвижные ширмы и гобелены, на которых изображались цветы, пагоды, люди в китайской одежде и так далее. Популярным стал и знаменитый китайский фарфор. Также в интерьерах данного периода появились предметы изящной китайской лакированной мебели, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки. Все это идеально подходило для утонченного стиля рококо. Стилю рококо, который часто называют «стилем Людовика XV», с его грациозностью, театральностью, романтизмом и даже некоторым эротизмом, присущи утонченность и изящность. В цветовом воплощении рококо преобладают пастельные тона. Популярными становятся сочетания белого с голубым, зелёным или розовым цветами и использование золота в интерьере.

 

Как уже было отмечено ранее, эпоха рококо дала представление об интерьере, в котором все является целостным ансамблем, начиная от стилевого единства здания до декора и предметов мебели. В отличие от интерьеров эпохи барокко, оформление салонов и будуаров в стиле рококо было немного перенасыщено предметами. Интерьер в стиле рококо довольно четко подчеркивал жизненный уклад владельца дома. Большое внимание при изготовлении предметов интерьера рококо уделялось комфорту, а также небольшим деталям.


В мебели рококо отмечается отсутствие прямых линий и некоторая асимметрия конструкции. Вся мебель располагалась в определенных группах, которые состояли, например, из стола, нескольких стульев и дивана. Детали как бы размыты в общем объеме мебели и предметов. Главную роль в отделке играют бронзовые накладки, которые применяют для отполированных и отшлифованных поверхностей. На задний план отходит резьба по дереву. Обработка предметов вместо фанеровки осуществлялась с помощью цветных лаков с декорированием золоченой резьбой и все теми же бронзовыми накладками. Все предметы эпохи рококо непременно должны были быть комфортными и презентабельными.


Мебель для сидения рококо приобретает новые формы. Так появляется канапе, представляющее из себя диван, имеющий форму нескольких соединенных вместе кресел, шезлонг и глубокое кресло «бертер». Диваны и кресла отражают изысканную пышность женской одежды того времени.

Резчик по дереву Томас Чиппендейл (1718-1779), известный мебельщик эпохи рококо, автор множества проектов по созданию мебели, внес огромный вклад в развитие мебели для сидения. Его мебель сочетает в себе французский рококо, элементы английской мебели (первая треть XVIII в.), готические и китайские мотивы. Альбом образцов мебели Томаса Чиппендейла был издан в 1754 г. Именно этот альбом в дальнейшем повлиял на развитие мебельного искусства Англии, а также континентальной Европы. Чиппендейл представил миру целый ряд предметов мебели, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений.


Мебель Чиппендейла увенчана резными ажурными спинками, ленточными и другими орнаментами, изысканными силуэтами скрипки и высокой стройной вазы. Для мебели Чиппендейла использовалось отполированное красное дерево. Ножки и спинки стульев изготавливались в форме звериных лап. По сравнению с мебелью французского рококо, мебель Чиппендейла была достаточно практичной и целесообразной. Мебель эпохи рококо была изящно-декоративной и легкомысленной, что обуславливалось капризами великосветских жеманниц, в особенности фавориток короля. В связи с этим появились предметы мебели исключительно для женщин: секретер на высоких ножках с наклонно расположенной откидной доской, с множеством потайных отделений, шкафчик для бумаг «картоньерка», туалет с откидным зеркалом и всевозможные тумбочки. Секретер, представляющий собой некую комбинацию комода, письменного стола и кабинета, был невероятно популярен, его потайные ящички заполняли различными мемуарами, письмами и другими вещицами. Наряду с секретером, комод с двумя ящиками (commode от франц. - «удобный») также пользовался заслуженным вниманием и служил основным предметом корпусной мебели эпохи рококо.