Готический стиль
Немного истории
Как известно из школьного курса истории, готический стиль зародился в XII веке во Франции и пришел на смену более тяжеловесному и монументальному романскому. Вообще готический стиль считается традиционным церковным стилем: именно так строили монастыри, соборы и другие религиозные сооружения, но пример готического стиля можно увидеть и в замках, университетах, городских ратушах и учреждениях. Отличительными чертами стиля являются стрельчатые арки и порталы, аркбутаны, тонкие орнаменты и обилие скульптуры.
Само название происходит от латинского «gotico», что означает варварский. Это говорит вовсе не о варварских корнях стиля, а его противопоставлении классическому романскому стилю того времени. Технологии возведения готических соборов были новаторскими для своего времени, они использовали каркасную систему строительства: арки опираются на столбы и колонны, а боковой распор передается на контрфорсы с помощью аркбутан и нервюров. Все это позволило создать каменные сооружения небывалой ранее высоты, например, Собор Парижской Богоматери в Париже.
Благодаря новым технологиям, архитекторы смогли широко использовать высокие окна, создавать стрельчатые, устремленные ввысь пролеты и устанавливать огромные декоративные окна. Здание того времени обычно увенчивалось большим шпилем, направленным вверх. Еще одна отличительная особенность этого стиля – витражи, создававшие причудливую игру света в помещении и большое количество странных для человеческого глаза скульптурных групп и фигур.
В интерьерах жилых домов появляется такое понятие, как роскошь и предметы искусства. Важно, что роскошными становятся не только аристократические дворцы, но и дома богатых купцов, которые, впрочем, иногда еще сохраняют определенную сдержанность в оформлении помещения. Полы в те времена чаще делали из дерева или выкладывали кафельной плиткой, позже появилась мода на ковры. Стены украшают росписью и фресками, облицовывают деревом и закрывают настенными коврами и шпалерами. Особенно известны в те времена были фламандские и бургундские мастера, создававшие изящные и тонкие тканые ковры.
В те же времена начинают повсеместно остеклять окна, появляются круглые окна в свинцовых рамах, но без занавесей. Как уже было сказано, в соборах для остекления использовались витражи с библейскими сюжетами. К расцвету готики становится популярной и живопись, в том числе и портретная, однако картины остаются все еще большой редкостью в домах. Значительно чаще расписывали просто стены. Деревянные потолки оставались открытыми, в поздней готике их закрывали досками или аккуратно уложенными рейками. Иногда потолки тоже расписывали.
Центром помещения во Франции и Англии являлся богато украшенный камин, в германских землях уже с XV века обычно встречается кафельная печь. Подстать архитектуре была и мебель: в ней мастера того времени пытались следовать готическим традициям, что приводило к не всегда положительным результатам. Так, мебель украшалась резьбой, многочисленными рисунками и орнаментами, стрелами, башнями и так далее.
Доходило до того, что при отделке, скажем, спинки кровати мастер мог «дорезаться» до точного воспроизведения амбразур. Геометрический орнамент и обилие фигур выглядит красиво, но противоречит истинной структуре и характеру дерева. Кроме того, стоит отметить, что оформление мебели все-таки оставалось пресыщенным орнаментами. В то же время, именно в готическую эпоху появляются все известные ныне виды мебели, возрождается античная рамочно-филеночная вязка.
В 1322 открывается первая лесопильня, которая позволила уйти от тяжеловесной мебели: теперь можно было использовать более легкие доски и филенки. Теперь для создания лавки или стула не нужно было сбивать вместе огромные бруски дерева. Именно доски и филенки стали излюбленным приемом мебельных мастеров на долгие годы вперед, их использовали для создания мебели, конструирования причудливых предметов интерьера, отделки помещений и просто украшения. Особенно популярными становятся лиственные орнаменты и ленточные плетения.
Условно готическая школа делится на два течения: Северное (Нидерланды, Франция, Англия и Северо-Западная Германия) и Южное (Швейцария, Австрия, Северная Италия и Южная Германия). На севере готика просуществовала вплоть до XV века, а в странах Скандинавии и того дольше. На севере для изготовления мебели использовали твердые породы древесины, поэтому и резьба по дереву здесь отличается большей вычурностью и затейливостью, мебель становится почти архитектурным творением. На юге более распространены мягкие и полутвердые породы древесины, соответственно, и оформление мебели было иным.
Так, широкое распространение получают неглубокие растительные и орнаментальные рисунки, часто окрашенные в синий и красный цвета. Кровати в эти времена все чаще оснащаются балдахинами или встраиваются в стены для защиты от ночного и зимнего холода. Стулья для сидения используются мало, их заменяют традиционные скамьи и сундуки. Появляются внушительные кресла-стулья для сидения, но они остаются такими же малоудобными. Сиденье у таких стульев чаще всего выполнялось в виде сундука, что не позволяло сидящему отвести ноги назад и принять удобную позу.
Спинка обычно делалась резной и высокой, что тоже не добавляло комфорта. Зато сиденье в форме сундука имело свой смысл: при установке в спальной комнате он служил туалетом. Изготавливались и складные стулья, и даже вращающиеся, которые назывались лютеранскими. Столы становятся более разнообразными, особенно популярными становятся столы с выступающей столешницей и торцовыми стенками, как правило, они оснащаются глубокими выдвижными ящиками.
В конторских учреждениях тех лет появляются оригинальные столы с поднимающейся столешницей. Под ней обычно размещались ящики для бумаг или просто большое пустое пространство. Для хранения вещей все чаще используют шкафы, а не более привычные сундуки. Так, для хранения посуды применяют несколько разновидностей шкафов: буфеты, дрессуары и креденцы. Буфеты тех лет представляли собой шкафчики с перегородками из досок, обтянутых тканью. Дрессуары появились во Франции, это высокие подставки для посуды открытого типа.
Креденцы первоначально использовались для хранения церковных принадлежностей, но быстро завоевали популярность и у мирян. Вообще появление шкафа в доме стало своеобразной психологической революцией в русле религиозного переворота сознания того времени. Если раньше все хранилось в сундуках, которые легко можно было погрузить и вывезти, то теперь человек был привязан к своему дому. Иными словами у него появилось ощущение своего дома, крыши над головой и жилища в нашем понимании слова.
В свою очередь это привело к помыслам не об эфемерном райском блаженстве, а желании достичь его здесь, на земле. А это уже стало признаком и причиной для настоящей революции в сознании, философии и науке того времени. Ключевым моментом появления и существования шкафа стало понятие комфорта, неведомое более суровой и жесткой эпохе средневековья. Человек новой, постготической эпохи мало того, что имел утварь и предметы быта, но раскладывал их в соответствии со своими потребностями. Вообще, сам готический стиль не просуществовал в активной своей фазе и трех веков, однако оставил серьезный отпечаток в сознании людей. Общество довольно быстро вернулось к античным формам и строениям, однако элементы готического стиля используются и до сих пор, чаще всего – для стилизации под средневековье.
В XVIII и XIX появилось так называемое «готическое Возрождение», которое использовало находки данного стиля в сочетании с античными традициями. В это же время появляется вычурный и изящный викторианский стиль, где широко использовалось резное дерево. К этому времени уже широко развито машинное производство, которое сделало процесс нанесения резьбы и внешней отделки значительно проще и быстрее. Позднее в США было развито движение, названное «плотницкой готикой», для которого характерно обилие резных деревянных элементов. Кстати, данное течение возникло внезапно появившимся в распоряжении европейцев лесам, которые и дали возможность широко применять древесину в архитектуре и мебельном производстве.
Готика и современные интерьеры
Итак, современные интерьеры и готика. В современном дизайне используется викторианская готика и отдельные элементы готического возрождения: стрельчатые готические арки и пролеты, высокие узкие окна, витражное оформление и камины. Потолок в таком стиле отделывается искусственными или настоящими балками, полы делают из твердого дерева или покрывают кафелем. Все это выглядит не очень уютно, поэтому полы часто застилают коврами, как в позднеготическую эпоху.
В отделке стен используют приглушенные цвета: синий, зеленовато-желтый, охристый и серый. Можно использовать темные оттенки: темно-синий, фиолетовый и даже темно-красный. Для создания средневекового эффекта можно нанести на стены фрески, геральдические символы (особенно популярны геральдические лилии) и создать иллюзию каменных стен. Особую роскошь помещению придают гобелены, шпалеры и тонкие ковры с сюжетным рисунком. Окна при этом занавешиваются тяжелым, темно-красным бархатом, что делает помещение уютным и внушительным.
Для создания настоящей готической обстановки потребуется резная мебель из массива древесины, неотъемлемой частью диванной и стульев является резьба и бархатная обивка. Сейчас можно найти копии средне- и позднеготической мебели, которая производит неизгладимое впечатление. Хорошо смотрится в готическом интерьере мебель с гнутыми ножками, дугообразными линиями и стрельчатыми верхушками. В качестве аксессуаров подойдут кованые подсвечники. Распятия, рыцарские гербы и щиты, а также крупные скульптуры с изображением химер.
Одной из отличительных черт готического стиля является использование двух типов орнаментального рисунка: растительного (натуралистического) и геометрического (абстрактного). Как уже было сказано, картины в готике использовались редко, но сейчас в интерьер можно удачно вписать апокалиптические полотна Босха, религиозные сюжеты Рафаэля и Боттичелли, картины средневековой жизни Питера Брейгеля-старшего и так далее. Вообще уместно будут смотреться любые изображения средневековья, выполненные в стилистике того времени.