Мифология и религия Египта
Религия Древнего Египта берет свое начало в первобытно-родовых общинах. Она развивалась из древнейших верований и постепенно превратилась в сложную систему. За объединением в единое государство отдельных ном на рубеже IV – III тысячелетия до н.э. последовало создание единой социально-политической структуры. Это государство существовало и вело свое развитие в долине реки Нил, на достаточно ограниченной территории.
У каждого нома был свой главный бог, которому поклонялись жители. Так, в Гелиополе почитали Ра-Атума, в Фивах - Амона и так далее. Имели место также и триады богов, например, в Фивах – Амон, Мут и Хонсу. Амон – бог солнца, его жена Мут – богиня неба и их сын Хонсу – бог луны. Триада была основанием иерархии всех богов.
После появления единого государства возникла необходимость становления общегосударственного культа поклонения богам. Главными богами новой религии становились боги города-гегемона. Так фиванский бог Амон был главными божеством Египта, когда Фивы являлись столицей объединенного государства. Амон отождествлялся с богом Ра – прежним верховным божеством Египта.
Фараон являлся основанием иерархии богов. Он становился живым богом новой религии, и все жители Египта должны были воздавать ему божеские почести. Правя государством от имени богов, фараон, в понимании людей, должен был принести стране материальное благополучие и процветание. На него были возложены священные обязанности по проведению различных ритуалов. К примеру, проводя в почве нильской долины первую борозду, он делал ее более плодородной.
Жрецы, служившие разным богам, выполняли в древнеегипетском государстве функции чиновников. Богам, происходившим от номовых божеств, преподносись огромные подношения. В честь этих богов в Древнем Египте возводились прекрасные, величественные храмы.
На всевозможные культы и ритуалы приходилось тратить огромные средства. Благодаря этим пожертвованиям, а также различным льготам, влияние жрецов значительно усилилось и начало оспаривать власть самих фараонов.
Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался подорвать могущество жречества, введя монотеизм, но его попытка не удалась. Культ единого бога (бога солнца Атона), который был введен Эхнатоном, отменили.
Особенностью древнеегипетской религии было наличие древних ритуалов, а также верований. Практически каждый бог в Древнем Египте выступал в виде какого-либо животного, например, Анубиса представляли в образе волка, Баст – в образе кошки, Тота – в образе ибиса (павиана), Гора – в образе сокола и так далее.
Мифы играют особую роль в дневнеегипетской культуре и религии, в них выявляется правда о сотворении мира, борьбе солнца с силами мрака, наказании людей за грехи и так далее.
В представлении древних египтян бог Ра поднялся из бутона лотоса, появившегося в Нуне (водном хаосе), из его рта явились первые боги, а из его слез – люди. Если верить древнему мифу, земля и люди были сделаны богом-гончаром Птах (или Хнум).
Мифы Древнего Египта о наказании людей имеют множество отличий от вавилонских или библейских сюжетов. Основой этих мифов является доказательство всемогущества богов, которые сами решают судьбу людей. Так, в некоторых мифах бог Ра посылает свою дочь Сохмет-Хатор на землю в виде львицы, чтобы наказать людей за то, что они перестали во всем подчиняться богам. Львица была призвана истребить людей. Огромных усилий стоило другим богам остановить Сохмет-Хатор и спасти оставшееся человечество.
В Древнем Египте имел широкое распространение культ мертвых. Согласно древнеегипетской религии, каждый человек имеет несколько душ. Одна из этих душ называлась Ба – птица с человеческой головой, а другая Ка - двойник человека. После смерти египтянина Ба устремлялась в небо, а Ка оставалась на земле вместе с его телом. Тело, по представлениям египтян, должно было как можно дольше сохраняться в неизменном виде, чтобы Ка смогла возродиться. Человек после смерти достигал вечного блаженства только в том случае, если тело его оставалось в целости. Исходя из этого, можно понять, почему фараона после смерти бальзамировали так тщательно. В то же время для Ка обеспечивались практически идеальные условия. Чтобы обезопасить фараона, мумия его размещалась в сердце пирамиды, являющейся символом веры и славы египтян.