Коптское искусство, существующее и в наши дни (нео-коптская школа) возникло в конце I века н. э., под влиянием раннего христианства, древнеегипетской и эллинистической культурных традиций. Основателями этого направления мировой культуры были египтяне, исповедавшие христианскую религию. Сочетая элементы античной и египетской мифологии, и адаптируя их к своей вере, они создавали различные фрески, манускрипты, ткани, функциональные изделия из металла, нивелируя тем самым грань между ремесленничеством и искусством. Зачастую мастеров вдохновляли не образы богов или царствующих особ, а простые люди, живущие по соседству. В IV веке произведения коптского искусства востребованы христианскими церквями. Стены храмов украшаются многочисленными фресками и иконами, в которых еще проскальзывает причудливое смешение разных стилей: есть здесь и черты эллинизма, и элементы древнеегипетской культуры. Иероглиф «Анх», означающий жизнь соседствует на фреске с христианским крестом, а по их сторонам можно увидеть греческие буквы «альфа» и «омега», обозначающие начало и конец всего существующего. В традиционной древнеегипетской художественной парадигме пишутся иконы и фрески, изображающие библейские сцены. Древние мифы обретают новую жизнь, благодаря мастерам-коптам, так например, Исида превращается в Деву Марию, а птица, символизирующая душу умершего человека в культе мертвых, становится Святым Духом, снизошедшим на землю. Вместе с этим в живописи начинают формироваться и специфические моменты, характеризирующие коптский стиль, в котором глаза и уши людей изображаются непропорционально большими по сравнению с лицом, а рот очень маленьким. Сами египтяне считают, что искусство иконописи зародилось именно в Египте. В современном Каире расположен так называемый «Коптский музей» - хранилище произведений, которых осталось не так уж и много в наши дни. В свое время ученые-египтологи в пылу эгоистического стремления добраться до артефактов Египта времен фараонов повредили немало творений ремесленников-коптов. В то время они были не так интересны ученым, как, например, тайны великих пирамид. Известно, что отец египтологии, лингвист и историк-ориенталист Жан-Франсуа Шампольон при раскопках в Фивах случайно «открыл» чудом сохранившуюся церковь V века – кладезь достижений коптского искусства, однако ни в одном из своих официальных отчетов даже и не упомянул об этом факте, показавшемся ему малозначительным. Так были безвозвратно утрачены многочисленные произведения ранних египетских христиан.
(0 голосов)

Аня

умница!

31 августа в 03:08

Андрей

не знал

29 августа в 11:08