Качество сделанного снимка напрямую зависит от правильно выбранных экспозиционных параметров. Важно уметь ориентироваться в тонкостях работы экспонометра, выявлять ошибки и грамотно вносить коррективы. И не имеет значения, снимаете вы на пленочный фотоаппарат или современную цифровую камеру, используете в работе ручной экспонометр или встроенный. Для начала разберемся, какие данные предоставляет экспонометр, и как их использовать при съемке.
Экспонометр – это устройство, позволяющее измерить яркость объекта съемки и его освещенность. При роботе в студии произвести замеры света не сложно. Для этого нужно стать на место снимаемого объекта и направить экспонометр на камеру. В таком случае экспозиция будет установлена достаточно точно. Так же легко в небольшом пространстве можно определить, сколько отраженного света попадет в объектив. Такие замеры дают возможность сделать фото без чрезмерных «пересветов» и «недосветов».
Но чаще всего приходится сталкиваться с замерами уже отраженного света. Как известно, большинство предметов отражают 18% попадающего на них света. К примеру, столько же отражает человеческая ладонь. Экспонометр будет выдавать показания, ориентируясь именно на это процентное соотношение, что в действительности подходит для большинства ситуаций съемки. Исключением будут особо светлые тона или же наоборот – очень темные, отражающие способности которых кардинально отличаются. Понятно, что заснеженный холм отразит намного больше света, чем 18%, а темные каменные здания, естественно, меньше. Следовательно, данные экспонометра будут ошибочными, и нужно выбирать экспозицию вручную.
Типичные ошибки замеров экспонометра возникают при пейзажной съемке, когда в кадре оказывается слишком яркий объект. С такой проблемой сталкиваются любители фотографировать на широкоугольный объектив, а также при съемке городских пейзажей и зданий, когда захватывается слишком много светлого неба. Экспонометр выберет параметры экспозиции значительно меньшие, чем требуется в действительности. На фотографии все объекты будут выглядеть темными, да и сам фон окажется тусклым. Таким образом, вы получите «недосвет» в фоне кадра.
В этом случае следует выбрать ручной режим экспозиции и переместить стрелку в положении «+» на пару ступеней. Иными словами, выбрать «пересвет». Можно решить эту проблему и другим способом. Попробуйте замерить экспозицию без светлой области, и уже после этого скомпоновать кадр.
То же самое возникает при фотографировании темного объекта на светлом фоне. Изображение получится с чрезмерной передержкой. В таком случае нужно выставить экспозицию меньше, то есть стрелку экспонометра в «–» отвести на несколько ступеней назад.
Отдельно стоит рассмотреть съемку в контровом свете, когда в кадре находится затемненный объект на фоне чрезмерно яркого источника света. Чтобы добиться максимальной глубины снимка, проработки темных участков и сохранить при этом яркость фона, нужно выставить стрелку экспонометра на пару ступеней в «+». Если параметры устройства оставить без изменений, то в кадре сохранится нормальный фон.
Научиться всем этим хитростям работы с экспонометром можно только на практике. Больше фотографируйте, возьмите себе за правило тщательно анализировать объект перед съемкой. Помните о 18% отражаемого света, каждый раз сравнивайте освещенность кадра хотя бы со своей ладонью. Смело пробуйте менять настройки и сравнивайте полученные результаты. Только путем многократного повторения, проб и ошибок вы научитесь определять нужные параметры экспозиции и грамотно вносить коррективы.
Автор: maya_deren (Майя Дерен)
(0 голосов)