К встроенному экспонометру фотокамеры предъявляются определённые требования: это устройство должно быть недорогим, компактным и относительно несложным.
Система успешно справляется с простыми задачами; если же вы хотите получить качественные изображения с максимально реалистичной передачей света и тени, у вас могут возникнуть некоторые затруднения.
Работа встроенного экспонометра, вне зависимости от марки фотоаппарата, его ценовой категории или режима замера экспозиции, основана на едином принципе. Устройство замеряет поток света, отражённого от объекта съёмки, без учёта общей освещённости. Суть проблемы в том, что каждый предмет имеет собственную отражающую способность, которая зависит не от интенсивности потока падающего света, а от цвета самого объекта.
Тёмные предметы поглощают свет, а светлые, наоборот, его отражают. Устройство, которое сможет «учесть» все нюансы, было бы слишком сложным, громоздким и дорогим. Поэтому встроенный экспонометр фотокамеры уравнивает любые цвета и оттенки до определённого стандарта, в качестве которого разработчиками установлен нейтрально-серый цвет.
Если объект съёмки имеет цвет, отличный от серого, то значения выдержки и диафрагмы, автоматически подобранные системой, могут оказаться неправильными. Например, белый цветок на светлом фоне будет распознан как серый, и экспозиция, соответственно, автоматически снизится (вплоть до двух позиций). Цветок на снимке получится серым.
Такое изображение называется недоэкспонированным. Если большая часть снимка имеет тёмный колорит, возможна обратная ситуация. Дело в том, что параметры экспозиции определяются по самой тёмной области кадра; следовательно, её цвет уравнивается с нейтрально-серым. Светлая часть снимка делается ещё более светлой, и изображение получается переэкспонированным, «засвеченным».
Не стоит пытаться оценить правильность выставленных значений выдержки и диафрагмы, глядя на дисплей фотокамеры, ведь яркость подсветки экрана всегда отличается от уровня общей освещённости.
Чтобы определить оптимальные значения экспозиции, необходимо проверить параметры съёмки. Для этого можно взглянуть на гистограмму полученного изображения.
К примеру, если вы снимаете сюжет в светлых тонах, кадр с правильно выставленной экспозицией даёт гистограмму, в которой большая часть тонов расположена справа.
Преобладание тонов в средней части графика свидетельствует о том, что на полученном изображении будет больше светлых тонов и теней, близких к нейтрально-серому цвету, который, как мы помним, является эталоном для встроенного экспонометра (и, соответственно, точкой отсчёта для гистограммы).
Можно, конечно же, попытаться исправить ошибки встроенного экспонометра на уже готовых снимках, используя графическую программу-редактор, но стоит понимать, что это отрицательно скажется на качестве изображения.
Хуже всего поддаётся восстановлению недоэкспонированный кадр. Если значение экспозиции было слишком низким, при попытке осветлить изображение могут появиться шумы. Кроме того, практически неизбежна потеря части деталей в тонах и тенях.
Как предотвратить возможные ошибки? Если вы предпочитаете работать в режиме приоритета выдержки, приоритета диафрагмы или автоматическом режиме, стоит применять функцию компенсации экспозиции.
Можно также, не полагаясь на автоматику, выставлять параметры съёмки вручную; если полностью отойти от автоматического режима не представляется возможным, не забывайте корректировать настройки фотокамеры перед каждой съёмкой.
Автор: helenium-1986 (Елена Александровна)
(0 голосов)