На снимках профессиональных фотографов часто можно заметить изумительно красивый размытый фон, яркие блики и таинственные вспышки света. Обычные мыльницы и простые зеркальные камеры с китовыми объективами не могут сделать то же самое и выдают фотографии с абсолютно резким задним планом. Так в чем же дело?
Основной элемент фотоаппарата, отвечающий за четкость фона, это диафрагма. Максимальная размытость получается, когда она полностью открыта, и наоборот, её закрытость делает кадр максимально четким.
Существует специальный термин для подобного размытия, и имя ему бокэ. Именно так называют специфический рисунок, который образуется в зоне нерезкости фокуса. На него влияет множество факторов: широта открытия диафрагмы, модель объектива. Характер цветовых пятен в бокэ тоже может быть разным, например, круговая конструкция диафрагмы или диафрагма с большим количеством лепестков дают наиболее мягкое бокэ. Некоторые виды диафрагм могут выдавать даже изображение колец вместо кругов, это не всегда выглядит эстетично, однако позволяет экспериментировать с изображением.
Бокэ чаще всего используется фотографами для акцентирования внимания на каком-либо объекте. Наиболее популярен такой ход в портретной и в макро съемке. И там, и там есть один главный элемент, на котором держится весь кадр, а бокэ становится удачным обрамлением для основного блюда. Размывается любой фон, но лучше всего это получается с ближним насыщенным элементами фоном, только так бокэ сплетает свой особый орнамент-узор.
Самое главное – подобрать нужный объектив. Моделей множество, и у каждой есть свои особенности. Хорошее бокэ у объективов с постоянным фокусным расстоянием (например, классических портретных 50мм), у телеобъективов и специальных макро-объективов. Также существуют специальные творческие объективы, позволяющие подойти к вопросу фокусировки с необычной стороны.
Можно вообще «обмануть» свой объектив и превратить обычные световые пятна в фигурные элементы. Для этого необходимо вырезать из картона нужную фигуру (звездочку, снежинку, сердечко, геометрические фигуры), а оставшийся трафарет плотно приставить к объективу, не забыв при этом максимально открыть диафрагму. Тогда вместо кругов можно увидеть выбранную фигуру.
Эффекта бокэ можно достичь и иным способом: например, путем пост-обработки в графическом редакторе. Для этого нужно выделить задний фон в отдельный слой и размыть его вручную. Но такое бокэ будет отличаться от изображения, полученного напрямую с объектива, потому что оно одинаково размоется на всем фоне.
В реальности же степень размытости будет сильно различаться, и соответственно, чем дальше будет находиться объект, тем сильнее он будет размыт. В пост-обработке просчитать все гораздо сложнее. Немного лучше с этим справится специальная функция редактора Lens Blur, однако от неё тоже не стоит ждать блестящих результатов.
И наконец, не стоит забывать, что фототехника существует только в качестве инструмента, а основной творец это человек, который и должен решать как, что и с помощью чего он будет творить.
Автор: ruedi (Вепрева Анастасия Рудольфовна)
(0 голосов)