Жозеф Нисефор Ньепс
Имя фотографа Жозефа Нисефора Ньепса более ста лет пребывало в забвении. Долгое время изобретателем фотографии считался Луи Дагер. Однако именно Ньепс первым создал постоянное изображение. Он придумал создание фотографии в камере-обскуре, которое дополнил диафрагмой для устранения дефектов.
Изобретение Ньепса пришло на смену его «гравюрным копиям». «Гравюрные копии» состояли из гравюры, помещенной между удерживающим стеклом и чувствительной пластиной. Изображения, полученные таким способом, назывались гелиографиями.
Вплоть до 1813 года Ньепс стремился улучшить процесс литографии, изобрел который в 1796 году Алоис Зенефельдер. При этом используемый до этого баварский известняк Ньепсом был заменен куском жести. На нем цветным карандашом рисовал картинки его сын до своего ухода в армию в 1814 году.
После ухода сына Ньепс оказался в трудном положении из-за своего неумения рисовать. Он начал серию экспериментов по получению изображения с помощью света. При помощи особого битума, стеклянной пластины и различных сплавов он добивался отображения видимого. После застывания он окунал пластину в кислоту для закрепления изображения. В завершение процесса друг Ньепса, художник-гравер Леметр, очерчивал четкость линий и отпечатывал нужное количество изображений. Первого стойкого изображения в камере-обскуре, Ньепс добился в 1822 году, согласно утверждениям историка Жоржа Потонье.
Родился Жозеф Ньепс в богатой семье советника короля и дочери известного юриста. Несмотря на склонность к разным изобретениям, Жозеф готовился к карьере священнослужителя. В 1792 году, отказавшись быть священнослужителем, Ньепс посвятил себя военной карьере, но в связи с плохим здоровьем вскоре перешел на государственную службу в качестве чиновника. В 1801 году, спустя шесть лет государственной службы, он вернулся домой. Вместе с братом Клодом он занялся научными исследованиями, на что и было потрачено практически все богатое наследство родителей. Смерть Жозефа Ньепса наступила в 1833 году.
В 1829 году Ньепс стал партнером богатого изобретателя и владельца парижской диорамы Дагера, с которым познакомился в 1827 году и на предложения которого долгое время отвечал отказом. В 1829 году 14 декабря между ними был заключен контракт о сотрудничестве для усовершенствования нового метода.
Заключенная сделка была довольно неравноценной, поскольку изобретения Дагера были чем-то абстрактным, а вклад Ньепса был вполне реальным. Но уверенность Дагера и его финансовые возможности делали сотрудничество крепким и неразрывным. С верой в коммерческий успех изобретения Ньепс составил завещание, по которому наследником контракта должен был стать его сын Исидор.
Ньепс отправил Дагеру весьма подробное описание всего процесса: информацию о создании гелиографий, объяснявшую подробности подготовки стеклянных, медных или серебряных пластин, рецепты изготовления различных смесей и растворителей, сведения о процессах промывки и фиксирования. Кроме этого он сообщил и о последних своих разработках – применении в процессе изготовления паров йодида для усиления качества изображения. Весь процесс Ньепс подробно продемонстрировал Дагеру, приезжавшему специально для этого в Шалон. Больше после этого они не виделись.
В дальнейшем каждый из них работал самостоятельно. Известно, что в 1831 году Дагер в письме обратился к Ньепсу с просьбой о проведении экспериментов по комбинированию йодида и солей серебра для применения их в качестве светочувствительной субстанции. В своих экспериментах Ньепс не добился значимых результатов из-за невозможности тщательного соблюдения пропорций. Поэтому исследования проводились им без особой надежды на успех.