Фотословарь

Аберрация — оптическое несовершенство фотообъективов, приводящее к ухудшению качества изображения, его искажениям.

Автобрекетинг — режим автоматического выполнения серии кадров с отклонением экспозиции в сторону увеличения или уменьшения с определенным шагом. Пределы автобрэкетинга обозначаются одним числом (крайнее значение) со знаком +/-. Например, +/-3 автобрэкетинг от -3 до +3 относительно текущей экспозиции. Шаг обозначается отдельно и обычно имеет значения 1/3, 1/2, 2/3 и т.д. В результате камера последовательно делает несколько снимков с разными параметрами. Если это брекетинг по экспозиции, то камера автоматически на каждом последующем кадре изменяет значение экспокоррекции — от меньшего к большему.

Автоматическая фокусировка — автоматическая наводка на резкость бывает двух типов: активная — определение дистанции съемки с помощью излучающих элементов, и пассивная — в цифровых и зеркальных камерах чаще всего осуществляется при помощи измерения контрастности. Два смежных фотоэлемента (чувствительных к свету) имеют максимальную разность потенциалов при максимальной контрастности. Механическое перемещение линз при автофокусировке происходит с помощью микродвигателей, расположенных либо в камере, либо в самом объективе.

Байонет -  механизм, позволяющий быстро устанавливать или менять объектив фотоаппарата .
Для присоединения объектива может использоваться резьбовое соединение и тогда нужно больше времени для смены объектива. Байонет позволяет всего за несколько секунд снять или установить объектив.

Баланс белого - характеристика актуальна только для цифровых фотоаппаратов. Это процедура настройки снимка для получения естественного вида в зависимости от освещения. Как известно освещение может иметь различную световую температуру, поэтому снимки при различном освещении могут сильно отличаться. Чтобы компенсировать влияние освещения на цветопередачу нужно правильно устанавливать баланс белого. Баланс белого может устанавливаться автоматически фотоаппаратом или вручную.

Брекетинг - автоматическая съемка серии кадров. При съемке в режиме брекетинга кадры незначительно отличаются настройками (экспозиция, баланс белого). Таким образом фотограф в последствии может выбрать наиболее удачные кадры.

Горячий башмак - система крепления для внешней вспышки.

Вариообъектив -  оптическая система, в которой компоненты взаимно перемещаются относительно друг друга, за счет чего происходит изменение эквивалентного фокусного расстояния системы с сохранением резкости изображения. 

Выдержка — время задержки затвора в открытом состоянии: чем быстрее он закроется, тем меньше света попадет на матрицу, а значит, кадр будет темнее.

Вспышка — может быть как встроенной, так и внешней. Встроенной оборудованы практически все цифровые аппараты, но на качество снимков она может повлиять отрицательно. Дело в том, что яркий пучок света сильно искажает цвета объекта, скажем, лицо человека на фотографии может слегка посинеть. Есть еще один минус в использовании встроенной вспышки: ее свет направлен прямо на объект съемки. Из-за этого появляется эффект «красных глаз»: свет, отразившись от сетчатки глаза, успевает вернуться к камере, и зрачки краснеют. Внешняя вспышка позволяет избежать всех проблем встроенной: ее свет можно направить в любую сторону. Для подключения внешней вспышки у некоторых аппаратов есть специальный синхроразъем. Однако гораздо чаще встречается другая версия разъема, так называемый «горячий башмак»: специальное гнездо, куда можно вставить внешнюю вспышку.

Некоторые цифровые фотоаппараты позволяют использовать дополнительные вспышки или студийное освещение. При работе цифрового фотоаппарат в режиме автоматического спуска, техника сама попытается определить необходимость во вспышке, исходя из окружающих условий, но все равно — при возможности, лучше пользоваться ручной настройкой (например, использование вспышки при ярком солнечном свете для уменьшения резких теней). Использование вспышки будет расходовать больше энергии батарей, поэтому необходимо держать наготове запасной набор.

Гистограмма изображения — то есть график параметров изображения. Фактически, гистограмма может показать, есть ли недостаток того или иного цвета на снимке. Некоторые аппараты способны ее отображать во время съемки, что может облегчить построение кадра. Например, заметив неровности или пустоты на гистограмме, возможно, стоит попытаться изменить ракурс или слегка повернуть камеру, чтобы график на гистограмме сгладился.

Глубина резкости — этим выражением обозначают ту часть пространства перед камерой, которая на снимке будет четкой. Например, при съемке пейзажей, картинка должна быть максимально четкой, а в портретных снимках эта величина должна быть минимальной, желательно, чтобы четко получилась только модель в кадре, а фон был максимально размыт.

Диафрагма — влияет на степень освещенности снимка: чем она шире, тем светлее кадр. Играя со значениями диафрагмы, можно управлять глубиной резкости (например, чтобы сфотографировать какой-то объект с максимально размытым задним фоном).

Диафрагменное число объектива - величина, обратная значению относительного отверстия объектива. Равно отношению фокусного расстояния объектива к
диаметру его входного зрачка.

Динамический диапазон - способность камеры распознавать детали снимка в тенях и на свету. Чем шире динамический диапазон, тем больше оттенков будет присутствовать на полученном снимке.

Замер экспозиции 3D цветовой матричный
Работа системы замера экспозиции фотокамеры в трехмерном цветовом матричном режиме.
Замер экспозиции - это вычисление необходимого количества света для получения качественного снимка. Замер экспозиции производится фотокамерой перед каждым снимком, в результате чего вычисляются требуемые значения выдержки и диафрагмы.
Существует несколько режимов замера экспозиции. Каждый из режимов лучше подходит для определенных условий съемки.
При использовании трехмерного цветового матричного замера камера автоматически вычисляет освещенность, цвет и расстояние до объекта, что позволяет наилучшим образом выбрать значение экспозиции. Этот режим можно использовать в большинстве случаев.

Замер экспозиции мультизонный
Работа системы замера экспозиции фотокамеры в мультизонном режиме.
Замер экспозиции - это вычисление необходимого количества света для получения качественного снимка. Замер экспозиции производится фотокамерой перед каждым снимком, в результате чего вычисляются требуемые выдержка и диафрагма.
Существует несколько режимов замера экспозиции. Каждый из режимов лучше подходит для определенных условий съемки.
При мультизонном замере экспозиции в фотокамеру поступает информация с нескольких участков изображения. При этом автоматика пытается вычислить сюжет снимаемого изображения и подобрать для него соответствующую экспозицию.

Замер экспозиции общий (Evaluative)
Работа системы замера экспозиции фотокамеры в общем режиме.
Замер экспозиции - это вычисление необходимого количества света для получения качественного снимка. Замер производится фотокамерой перед каждым снимком, в результате чего вычисляются требуемые выдержка и диафрагма.
Существует несколько режимов замера экспозиции. Каждый из режимов лучше подходит для определенных условий съемки.
В режиме общего замера используется информация с нескольких датчиков. При вычислении экспозиции полученные данные сравниваются с базой типичных композиций кадра. После этого выбирается наилучшая экспозиция для определенного типа кадра.

Замер экспозиции точечный
Работа системы замера экспозиции фотокамеры в точечном режиме.
Замер экспозиции - это вычисление необходимого количества света для получения качественного снимка. Замер производится камерой перед каждым снимком, в результате чего вычисляются требуемые выдержка и диафрагма.
Существует несколько режимов замера экспозиции. Каждый из режимов лучше подходит для определенных условий съемки.
При точечном замере экспозиции измеряется освещенность только в одной точке снимаемого изображения. Обычно такой точкой является центр кадра, но в некоторых моделях фотокамер можно задать точку и в другом месте.
Точечный замер экспозиции используется тогда, когда в кадре присутствуют объекты с большим разбросом по яркости. Например, если при съемке человека в кадре находится еще и включенная лампа. В таком случае при наведении точки замера на снимаемого человека мы получаем экспозицию, которая позволяет корректно его отобразить и проигнорировать лишнюю засветку.

Замер экспозиции центровзвешенный
Работа системы замера экспозиции фотокамеры в центровзвешенном режиме.
Замер экспозиции - это вычисление необходимого количества света для получения качественного снимка. Замер экспозиции производится фотокамерой перед каждым снимком, в результате чего вычисляются требуемые выдержка и диафрагма. Существует несколько режимов замера экспозиции. Каждый из режимов лучше подходит для определенных условий съемки.
В центровзвешенном режиме камера использует информацию об освещенности сразу со всего кадра, но при этом особое значение придается центральной части кадра, где обычно и расположен снимаемый объект.

Зум — увеличение размера объекта на картинке, его приближение.

Интерфейс - Bluetooth
Возможность подключения фотокамеры к компьютеру и другим устройствам через беспроводной интерфейс Bluetooth.
Технология Bluetooth использует радиосвязь малой дальности и позволяет установить высокоскоростное беспроводное соединение на расстоянии до 10 метров.
С помощью Bluetooth можно передавать файлы с фотокамеры на компьютер, а также напрямую распечатать фотографии на специальном принтере, оснащенном Bluetooth-адаптером.
Интерфейс - FireWire
Возможность подключения фотоаппарата к компьютеру через интерфейс FireWire (он же IEEE 1394, i.Link). Этот интерфейс, продвигаемый компанией Apple, распространен меньше, чем USB-интерфейс, который присутствует во всех современных моделях ноутбуков или настольных компьютеров.
Интерфейс FireWire отличается высокой скоростью передачи данных (до 50 Мб/с).

Интерфейс - HD-видео
Наличие HD-видеовыхода в фотокамере.
Видеовыход обычно используется для просмотра фотографий и видеороликов через телевизор. При подключении по обычному (композитному) видеовыходу (см. "Интерфейс - видео") существует ограничения по передаче изображения с высоким разрешением (мелкие детали размываются).
HD-видеовыход предназначен для подключения фотокамеры к телевизорам высокого разрешения (High Definition), он позволяет передавать изображение высокого разрешения без искажений.
В качестве HD-видеовыхода обычно используется компонентный интерфейс. Для подключения фотокамеры к телевизору потребуется специальный кабель или переходник, который может не поставляться вместе с камерой и его нужно приобретать отдельно.
Если у вас есть HD-телевизор и вы планируете использовать его для просмотра фотографий, то выбирайте модель фотокамеры с HD-выходом.

Интерфейс - HDMI
Наличие в цифровой камере интерфейса HDMI.
Интерфейс HDMI (High Definition Multimedia Interface) предназначен для передачи видеосигнала и многоканального аудио в цифровом виде. HDMI был создан специально для нового стандарта цифрового телевидения высокой четкости - HDTV, им оснащаются практически все модели телевизоров, которые поддерживают этот стандарт.
В цифровых фотокамерах HDMI используется для передачи видеоизображения высокого разрешения в цифровом виде.
Если у вас есть телевизор стандарта HDTV, то благодаря интерфейсу HDMI вы сможете смотреть изображение в более высоком разрешении, по сравнению с обычным видеоинтерфейсом.

Интерфейс - RS232
Возможность подключения фотокамеры к компьютеру через последовательный интерфейс RS232 (COM-порт).
В современных моделях цифровых камер этот интерфейс практически не используется из-за низкой скорости передачи данных.

Интерфейс - USB
Возможность подключения фотоаппарата к компьютеру через USB-интерфейс.
На сегодняшний день это самый распространенный способ подключения для цифровых фотокамер. Большинство современных компьютеров поддерживают интерфейс USB, скорость передачи данных которого составляет до 1.5 Мб/с.
В зависимости от операционной системы и типа карты памяти фотоаппарата карта памяти может определяться компьютером как внешний съемный диск. В других случаях необходимо установить специальную программу для импорта фотографий с камеры на компьютер. Кроме того, в некоторых моделях фотоаппаратов есть возможность подзарядки аккумулятора через подключение к компьютеру с помощью USB-кабеля.

Интерфейс - Wi-Fi
Возможность подключения фотокамеры к компьютеру и другим устройствам через беспроводной интерфейс Wi-Fi.
С помощью Wi-Fi можно передавать файлы с фотокамеры на компьютер, а также напрямую распечатать фотографии на принтере, оснащенном специальным адаптером Wi-Fi.
Беспроводной интерфейс позволяет избавиться от дополнительных проводов и сделать работу с фотоаппаратом более мобильной и удобной.

Инфракрасный порт  - используется для пересылки фотографий на компьютер или отправки их на печать. Главное преимущество ИК-порта - отсутствие проводов. Для передачи данных достаточно расположить фотокамеру поблизости с "глазком" инфракрасного порта принимающего устройства.

Кардридер (CardReader) - устройство для чтения данных с флэш-карт в компьютер. Кард-ридер подключается к компьютеру как отдельное устройство, и при установке флэш-карты компьютер распознает ее как съемный накопитель.

КМОП матрица -  вместо ПЗС используются КМОП-датчики (комплементарные структуры металл-окисел-полупроводник). Они выполняют функцию регистрации попадания луча света на каждый из сотен тысяч элементов выборки. В кристаллах КМОП можно реализовать множество других функций, таких, как аналого-цифровое преобразование, обработка загружаемого сигнала, управление балансом белого и др. Они значительно дешевле и проще в изготовлении и потребляют меньше энергии.

Контровый свет — используется при съемке ярких сюжетов, часто применяется для создания эффектных рекламных плакатов. Это особое направление света — когда съемка ведется против источника света (например, фотографируется дерево на закате, а солнце находится за ним). Если использовать эту технику съемки во время отдыха на пляже, то все люди на фотографиях получатся более загорелыми.

Крепление для штатива
Наличие на корпусе фотокамеры резьбы для крепления штатива.
Штатив очень удобен при съемке художественных фотографий, требующих выверенности кадра - например, при съемке портретов или пейзажей. Штатив используется при предметной съемке и при макросъемке, когда подобраться к объекту съемки с камерой в руках бывает затруднительно (см. "Макросъемка"). Он также необходим при съемке с длительной выдержкой (например, в вечернее время), когда даже небольшое дрожание рук сказывается на качестве фотографии.
Использование штатива при съемке значительно расширяет возможности фотоаппарата, но для начинающих любителей и людей, которые используют фотокамеру в основном во время отпуска, подбирать цифровой фотоаппарат только с креплением для штатива не стоит, т.к. штатив - довольно громоздкое устройство и вряд ли будет ими часто востребован.

Макросъемка — пожалуй, самый популярный и самый знакомый вид постановочной фотографии. Возможность снимать предметы в непосредственной близости к объективу зачаровывает многих новичков, ведь далеко не всякий пленочный аппарат способен навестись на резкость на таком расстоянии. Макросъемка примечательна тем, что на фотографии незаметные в повседневной жизни предметы (например, полевой цветок или бабочка) фиксируются как главные объекты съемки. На макроснимках (как и на портретах) резким бывает лишь главный объект, в то время когда фон всегда размыт.

Матрица — это миниатюрный светочувствительный элемент, встроенный внутри камеры. Именно матрица заменяет в цифровых фотоаппаратах пленку, воспринимая световой пучок, поступающий из объектива. Матрица состоит из мельчайщих светочувствительных элементов, реагирующих на энергию световой волны. От количества этих элементов зависит разрешение конечного кадра, например, 4 МП.

Мира – (от франц. – рассматривать на свет, прицеливаться) – тест-объект, предназначенный для определения характеристик качества изображения при исследовании оптических систем и фотоматериалов. Представляет собой пластинку из прозрачного или непрозрачного материала с нанесенным на нее рисунком.

Объектив — важнейшая часть камеры, пропускает внутрь аппарата свет, передавая информацию о снимаемом объекте. От качества и размера объектива зависит очень многое, прежде всего — четкость картинки и качество передаваемых цветов. При выборе камеры не стоит забывать простейшего правила: чем шире и больше объектив аппарата, тем больше вероятность сделать с его помощью более менее качественные снимки.

Оптический зум — это приближение объекта за счет передвижения линз внутри объектива. С его помощью на объекте съемки можно рассмотреть мелкие детали: чем больше его величина, тем крупнее удаленный объект. Оптический зум осуществляет увеличение картинки без потерь информации и «замыливания» картинки. Наличие оптического зума сильно усложняет оптическую систему фотоаппарат, поэтому дешевые модели обходятся без него ограничиваясь цифровым зумом.

Освещение — самый важный и полезный фактор, напрямую влияющий на качество снимков. Несомненно, самый лучший свет — дневной, причем, в идеале, солнце не должно светить непосредственно сверху: стоит снимать утром, вечером, либо дождавшись небольшого облака, способного рассеять прямые лучи. При рассеянном дневном свете и пейзажи получаются сочнее, и кожа на портретах выглядит нежнее. Искусственное освещение может изменить кадр до неузнаваемости, в лучшую или в худшую сторону — решать фотографу, стоит только помнить, что нельзя смешивать источники разного типа (лампу накаливания и люминесцентную) в одной сцене — автоматика камеры запутается, и снимок не получится.

ПЗС матрица - фоточувствительный, размером с почтовую марку кристалл полупроводника, называемый прибором с зарядовой связью (ПЗС), выступает в качестве замены фотопленки и служит для преобразования воспринимаемого изображения в пикселы (элементы изображения). ПЗС применяются также в сканерах, факсимильных аппаратах и видеокамерах. ПЗС содержат сотни тысяч или даже миллионы резисторов, или элементов выборки. Чем больше элементов-ячеек в ПЗС, тем выше разрешение и качество изображения. При открывании затвора фотокамеры свет, попадая на ячейки ПЗС, приводит к образованию электрического заряда; чем больше света, тем больше ток. В темных местах заряд не образуется. Для получения цветного изображения оно пропускается через многослойный набор, содержащий красный, синий и зеленый светофильтры. После этого свет попадает на пикселы ПЗС, которые чувствительны к красному, синему или зеленому цвету. Эта комбинация пикселов и образует полноцветное изображение.

Пиксель — является сокращением от «picture element» — «элемент рисунка», так обозначают крошечные точки, которые содержат информацию в цифровой фотокамере. Термин «мегапиксель», употребляемый гораздо чаще, означает один миллион пикселей. Чем больше количество пикселей, тем лучше разрешение. Чем выше разрешение, тем выше качество снимков. Снимки высокого качества занимают больше места на карте памяти, но дают более качественные распечатки.

Приоритет выдержки/диафрагмы - режим, при котором выдержка/диафрагма устанавливается вручную, а соответственно, диафрагма/выдержка подбираются камерой автоматически.

Поле зрения видоискателя (от 75 до 100 %)
Поле зрения видоискателя цифровой фотокамеры.
Видоискатель - это оптическое устройство, которое позволяет видеть то, что будет снято фотокамерой.
Во многих моделях фотокамер поле зрения видоискателя не полностью соответствует полю зрения объектива и составляет только 80-90% от него. То есть фотограф видит не весь фиксируемый фотоматрицей кадр, хотя и большую его часть. В такой ситуации при съемке потребуется делать небольшую мысленную поправку и учитывать то, что снятый кадр будет несколько больше того, что он видит в видоискателе.
У хороших камер поле зрения видоискателя составляет 90-100%.

Рассеянное освещение
- освещение, отраженное от прожектора или вспышки. Используется при студийной съемке.

Режимы вспышки - возможность работы фотокамеры в определенном режиме автоматической установки экспозиции при работе со вспышкой.
В современных фотоаппаратах представлены следующие режимы: E-TTL, E-TTL II, D-TTL, i-TTL, P-TTL, S-TTL, ADI-TTL.
В режиме E-TTL (Evaluative TTL) производится оценка экспозиции по предварительному световому импульсу малой мощности. При этом предварительный импульс происходит очень быстро и глаз человека не в состоянии его заметить, так что работа вспышки в этом режиме визуально ничем не отличается от ее обычной работы.
E-TTL используется в фотокамерах Canon.
E-TTL II является улучшенной версией E-TTL. В нем применяются данные с датчиков замера освещенности как до, так и после предварительной вспышки. Помимо этого, при вычислении необходимой мощности вспышки используется информация о расстоянии до объекта съемки (в случае, когда она доступна).
E-TTL II применяется в фотокамерах Canon.
D-TTL базируется на матричном замере экспозиции. В этом режиме мощность вспышки рассчитывается для максимального баланса между снимаемым объектом и освещенностью заднего фона. Во время замера производится серия незаметных вспышек разной мощности. Окончательный расчет осуществляется с учетом таких параметров, как чувствительность фотопленки (или фотоматрицы), величина диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до снимаемого объекта.
Режим D-TTL используется в фотокамерах Nikon.
i-TTL является развитием D-TTL и включает в себя все его функции, но, кроме того, поддерживает контроль нескольких вспышек в беспроводном режиме. i-TTL используется в фотокамерах Nikon.
В режиме P-TTL для определения параметров экспозиции применяется предварительный световой импульс вспышки.
P-TTL встречается в фотокамерах Pentax.
Режим S-TTL был разработан компанией Sigma специально для своих фотокамер. В этом режиме оценка экспозиции осуществляется с помощью предварительного импульса вспышки.
ADI-TTL (Advanced Distance Integration TTL) - алгоритм, разработанный компанией Minolta. Он применяется в фотокамерах Sony и Minolta. При расчете мощности импульса вспышки используется информация о расстоянии до снимаемого объекта.

Светочувствительность— еще одно важное понятие, нужное для хорошей съемки. Буквально, чувствительность матрицы можно понимать как способность делать приличные кадры при разном освещении: чем ниже этот параметр, тем больше должно быть света (измеряется она в стандартных единицах ISO и может принимать значения в среднем от 50 до 1600). Чувствительность матрицы и пленки практически не различаются, более того, эффект от увеличения этого параметра один и тот же — усиление зернистости изображения. Как мы раньше выбирали пленку в соответствии с условиями съемки, так и в цифровой камере можно выставить значение светочувствительности. Однако цифровая съемка несколько отличается от пленочной: здесь не следует увлекаться высокими значениями (например, выше 200 ISO), ведь общую освещенность кадра можно повысить и другими методами.

Стабилизатор изображения - технология, позволяющая компенсировать дрожание фотоаппарата при съемке. Бывает оптический стабилизатор и стабилизатор матрицы.

Трансфокатор  - состоит из объектива с постоянным фокусным расстоянием и расположенной впереди объектива афокальной системы - телескопической насадки. Изменение фокусного расстояния в трансфокаторах осуществляется за счет перемещения компонентов афокальной насадки, т.е. за счет изменения ее увеличения.

Фильтр - термин пришел из традиционной пленочной фотографии. Раньше под фильтром понимали специальное стекло, которое накладывали на объектив во время съемки. В цифровой фотографии фильтры накладываются разнообразным программным обеспечением (см. статью Программы для работы с цифровой фотографией) для изменения фотографии и добавления специальных эффектов.

Фокусировка — точнее, область фокусировки камеры. Это именно то место, на которое камера наводится, то есть, считает самым главным на снимке, примерно вычисляя расстояние до объекта. Существует много способов фокусировки, например, по центру или нескольким точкам кадра. В некоторых камерах предусмотрена возможность сдвигать точку фокусировки из центра в другую область. Очень полезна ручная фокусировка: когда можно точно указать требуемое расстояние до объекта съемки: такая возможность позволит делать нестандартные снимки, например, фотографировать паутину или стекло, которое автоматика просто не заметит.

Цветовая температура - величина, характеризующая спектральный состав излучения источника света. Определяется температурой абсолютно черного тела (т.е. полностью поглощающего падающие на него лучи), при которой его излучение имеет такой же спектральный состав и такое же распределение энергии по спектру, как и излучение данного источника. В системе СИ, как и абсолютная температура, выражается в кельвинах (К).

Цифровой зум — в отличие от оптического, увеличение картинки здесь достигается за счет анализа уже имеющегося изображения (программными методами). Дополнительные точки как бы «вставляются» между существующими, не добавляя никаких деталей. Пример — какое-нибудь удаленное здание: оптика позволит рассмотреть его кирпичики, а «цифра» — только лишь увеличит дом, оставляя его гладким. Разрешение снимка и размер объектов на снимке выходит больше, но происходит потеря резкости.

Экспозиция - количество света, попадающее на матрицу, равное интенсивности света умноженной на время воздействия. Интенсивность света зависит от апертуры, время воздействия от величины выдержки.

Экспокоррекция (компенсация экспозиции) — самый простой и эффективный способ осветлить итоговый кадр. Значения обычно варьируются от -2 до +2. Если число положительное — кадр становится светлее, отрицательное — темнее. В отличие от светочувствительности, тоже влияющей на качество снимков при ограниченном освещении, экспокоррекция лишь только увеличивает количество света в кадре, не делая картинку зернистой.

Элементы питания — цифровые фотоаппараты требуют много энергии, поэтому при покупке камеры имеет смысл приобрести повторно заряжаемые батарейки. Некоторые фотоаппараты включают подобные батарейки в комплектацию, другие нет. Сейчас на рынке предлагается несколько видов заряжаемых батареек, самые распространенные варианты — никель-металлгидридные (NiMh) и литий-ионные (Li-ion). Никель-кадмиевые (NiCd) считаются менее надежными, способны создавать «эффект памяти» при недостаточной зарядке, и быстрее вырабатывают ресурс.