Что такое ERP

Что такое ERP?


Автоматизированные системы управления предприятием представлены несколькими видами систем автоматизации, к числу которых относятся системы класса ERP.

Термин ERP происходит от английского «Enterprise Resource Planning», что переводится как «планирование ресурсов предприятия».

ERP-система, или система планирования ресурсов предприятия, позволяет посредством целого комплекса интегрированных приложений создать единую информационную среду с целью автоматизации всех сфер деятельности предприятия от планирования бизнес-процессов до контроля над их реализацией и последующего анализа достигнутых результатов.

Появление ERP-систем явилось результатом усовершенствования и расширения функциональных возможностей более ранних систем класса MRP II (Manufacture Resource Planningпланирование ресурсов производства). Область применения систем MRP II охватывала планирование финансовых, материальных и мощностных ресурсов, необходимых для организации производства. В процессе их развития и модернизации появилось понимание того, что универсальный и комплексный характер системы позволяет использовать ее для управления всеми без исключения бизнес-процессами предприятия, что и послужило толчком к созданию систем нового поколения, воплощением которых и являются ERP-системы.

На сегодняшний день, набор подсистем, входящих в состав ERP-системы, позволяет управлять многочисленными аспектами экономической деятельности организации, включая финансы, снабжение, производство, хранение и сбыт продукции и т.д.

Многофункциональность ERP-систем позволяет использовать этот термин одновременно в нескольких значениях:

Во-первых, ERP система – это один из классов интегрированных систем управления, представляющий собой единую централизованную базу данных, реализованную в виде одного единственного приложения с общим пользовательским интерфейсом и позволяющую контролировать всю финансово-экономическую деятельность организации, в том числе производство, экономику и финансы, закупку материалов, хранение и реализацию продукции и пр.

Во-вторых, это совокупность программных средств и административных решений, предназначенных для контроля всех стадий исполнения заказа потребителя, включая планирование, распределение и направление ресурсов предприятия.

В-третьих, это комплекс интегрированных программных инструментов для создания единой базы данных, благодаря которым обеспечивается автоматизация процессов планирования, учета, контроля и анализа всех ключевых аспектов деятельности организации.

Основное назначение ERP-системы: обеспечить рост конкурентоспособности предприятия путем повышения эффективности бизнес-процессов и сокращения расходов.

Цель ERP-системы: оптимизация всех сфер деятельности предприятия для выработки наиболее эффективных средств управления себестоимостью продукции и получения преимуществ перед конкурентами.

Для достижения данной цели в системах класса ERP реализованы особые методы планирования и управления, благодаря которым становится возможным усовершенствование производственного процесса в следующих направлениях:

·         изготовление продукции в минимально короткие сроки и с минимальным количеством затрат путем оптимизации бизнес-процессов;

·         повышение контроля над спросом и предложением благодаря сокращению производственного цикла;

·         оценка мощностей предприятия, имеющихся на момент поступления заказа, для установления возможности его выполнения;

·         выявление и сравнение реальной и предусмотренной спецификациями производительности имеющихся единиц оборудования с последующим внесением корректив в производственный процесс;

·         своевременное прекращение незавершенного производства при отсутствии спроса на конечную продукцию, а следовательно, и сроков исполнения заказа;

·         осуществление контроля над количеством запасов с целью устранения дефицита и залеживания запасов, а также предотвращения роста складских издержек;

·         повышение качества обслуживания путем направления ресурсов предприятия на своевременное осуществление поставок.

Краткие характеристики ERP-системы:

·         интеграция основных производственных процессов организации;

·         обработка большинства бизнес-операций;

·         единовременное сохранение каждой единицы информации в общей базе данных предприятия для последующего ее использования;

·         обеспечение доступа к базе данных в режиме реального времени;

·         интеграция обработки деловых операций и действий по планированию в случае необходимости;

·         применение как в традиционной внутренней среде «клиент – сервер», так и во внешней среде с привлечением Интернет-технологий;

·         поддержка различных отраслей народного хозяйства;

·         возможность настройки системы с учетом специфических нужд предприятия при отсутствии навыков программирования;

·         поддержка нескольких языков и иностранных валют.

Преимущества ERP-систем

1) Интегрирование всех аспектов деятельности предприятия

Разрозненные приложения, ранее обеспечивавшие хранение данных по различным направлениям деятельности фирмы, объединены в рамках одной целостной системы, обеспечивающей интеграцию всех бизнес-процессов и позволяющей выйти за традиционные функциональные и локальные рамки в процессе планирования ресурсов.

2) Привлечение лучших методологий

Внедрение ERP-систем дает возможность поставить на службу предприятию более тысячи самых современных методов организации бизнес-процессов, что позволяет наиболее оптимальным образом управлять деятельностью компании.

3) Ликвидация информационного дисбаланса

Единая база данных ERP-системы, охватывающая весь поток информации от различных структур организации, исключает возможность возникновения информационных несоответствий внутри системы, что значительно повышает качество информации и обеспечивает дополнительные преимущества при принятии решений.

К таким преимуществам можно отнести упрощение процедуры контроля над информацией и ее открытость для служащих, которым она необходима в процессе работы. Благодаря широкой доступности информации, отпадает необходимость в посреднических услугах по передаче данных между сотрудниками или от руководства компании к ее служащим. Данное обстоятельство, в свою очередь, позволяет сократить штат компании за счет работников, чьи функциональные обязанности ограничиваются исключительно подготовкой и распространением информации.

4) Доступ к базе данных в реальном времени

Тогда как традиционные системы используют многоступенчатую схему обработки данных, при которой за фиксацией информации на бумаге следует передача бумажных носителей в конкретное структурное подразделение, где данные переоформляются или вводятся в компьютер, в ERP-системах помещение информации в базу данных производится непосредственно от источника, минуя промежуточные стадии, после чего данные становятся доступны всем заинтересованным лицам.

5) Возможность синхронного доступа для решения задач планирования и контроля

Благодаря единовременному вводу данных в общую базу предприятия, информация может использоваться одновременно любым количеством пользователей системы, что повышает эффективность как планирования, так и контроля, а также обеспечивает согласованность действий всех звеньев предприятия и продуктивность управления в целом.

6) Формирование организационной целостности предприятия

ERP-системы делают возможным объединение географически удаленных друг от друга филиалов и отделений компании и вовлечение их в единое информационное пространство, что позволяет осуществлять обмен организационными наработками между структурными подразделениями с нестандартными и высокоэффективными процессами, а также способствует формированию единого корпоративного образа и улучшению имиджа компании на мировом рынке.

7) Повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества между подразделениями организации

Создание отлаженной процедуры взаимодействия и сотрудничества между подразделениями одной организации, в том числе и географически удаленными, приводит к тому, что каждое подразделение своевременно и в полном объеме получает все необходимые данные. Неизменно возникающие в результате такого взаимодействия общие процессы могут быть стандартизированы при помощи ERP-системы, чтобы минимизировать риск возникновения противоречий и разногласий.

8) Возможность взаимодействия и сотрудничества между различными организациями

ERP-системы позволяют создавать своего рода информационные каналы, способные связать предприятие с компаниями-партнерами для предоставления им доступа к базе данных предприятия и обмена необходимой информацией. В результате такого сотрудничества формируется единый информационный архив, что позволяет оптимизировать процессы снабжения, поставки и другие виды совместной деятельности, а также вывести на качественно новый уровень весь процесс взаимодействия в целом.

9) Возможность привлечения дополнительных инвестиций

Внедрение ERP делает бизнес-процессы компании более прозрачными, повышая ее привлекательность для инвесторов, а следовательно, позволяет привлечь дополнительные инвестиции для дальнейшего развития производства.

10) Управление себестоимостью продукции

Предоставляемые ERP-системой методы и средства контроля над себестоимостью продукции являются мощным оружием в конкурентной борьбе, так как вероятность получения высокой прибыли возрастает, и вместе с тем появляется возможность варьирования рыночных цен в результате снижения себестоимости продукции.

Выбор ERP

Автоматизированные системы управления служат мощным инструментом для развития бизнеса и важным средством выживания в условиях рыночной экономики, поэтому внедрение ERP-системы конкурентом лишний раз доказывает необходимость ее скорейшей установки и в вашем офисе.

Критерии выбора ERP-систем

Выбор той или иной ERP-системы во многом зависит от критериев, которые выдвигаются и рассматриваются в процессе принятия решения. Точность и детальность разработанных критериев, хотя и усложняет процедуру подбора вариантов, позволяет сделать правильный и осознанный выбор, основанный на учете большого количества разнообразных факторов.

Как показывает анализ опыта выбора ERP-систем, к наиболее распространенным относятся критерии, связанные со стоимостью системы, в частности, соотношение «цена – качество», «цена – функционал». Помимо этого, высоко ценятся гибкость, интегрируемость и масштабируемость системы наряду с открытостью, возможностью расширения функционала и адаптации системы под специфические нужды предприятия. При этом, несомненно, учитывается и базовый функционал, входящий в стандартный комплект поставки, и СУБД (система управления базами данных), составляющая основу КИС (корпоративной информационной системы). Немалое значение для компаний, имеющих удаленные филиалы и представительства, имеет возможность создания единого информационного пространства. Принимаются в расчет и такие показатели, как репутация фирмы-производителя и опыт внедрения системы на других предприятиях данной отрасли. Непоследнюю роль в процессе выбора, а также в ходе дальнейшей эксплуатации системы играет сплоченность и нацеленность коллектива компании на успех.

IT-специалисты и ответственные сотрудники компаний, оценивая такие характеристики выработанных критериев, как точность и четкость формулировок, степень детализации, объективность и независимость выбора от информации рекламного характера, взаимосвязанность с бизнес-процессами предприятия, степень систематизации критериев, могут прийти к выводу о целесообразности и осознанности выбора той или иной системы.

Примеры западных ERP-систем: R/3 корпорации SAP AG, Oracle Applications, MANMAN/X – производитель СА, TRITON – производитель BAAN.
Примеры российских ERP-систем: Галактика, БОСС, МАГНАТ, Кх3.

Рынок ERP-систем: темпы роста

Рынок ERP-систем, как часть информационно-коммуникативной отрасли, зависит от темпов роста ее двух основных секторов: связи и информационных технологий. Отрасль информационных технологий охватывает все множество организаций, предоставляющих услуги по разработке, установке и техническому обслуживанию программного обеспечения, в том числе электронных баз данных, локальных компьютерных сетей, вычислительной техники, а также всевозможные услуги, связанные с работой в сети Интернет.

В последние годы наблюдаются устойчивые тенденции роста отрасли ИКТ в целом. Об этом свидетельствуют и объемы производимой продукции, и рост доли отрасли в ВВП страны, который только в период с 2003 по 2004 гг., согласно докладу министра информационных технологий и связи РФ, вырос с 3,2% до 4,8%. Неуклонный рост объемов рынка в 2004 г. наметился, в частности, на рынке связи, объем которого увеличился на 37%, составив 540 млрд.руб., а также на рынке IT-услуг и технологий – соответственно 20% и 255,6 млрд.руб. Тенденции роста сохранились и в 2005 г., когда доля отрасли в ВВП достигла отметки в 5%, а средние темпы роста по отрасли составили 40% против 27%, зафиксированных в 2004 г.

Однако при всей положительной динамике, отмечаемой аналитиками, нельзя не отметить тот факт, что ускоренные темпы роста во многом связаны с невысоким уровнем развития информационной инфраструктуры в основных секторах экономики.