аватар
@tane4na

Татьяна Александровна Злобина

517 Рейтинг
53 Публикаций
5 Учеников

Быть победителем: размышления о рассказе «Русский характер» А. К. Толстого

/data/blogs/602/1.jpg Когда на нашу землю в 1941 году пришла великая и общая для всего народа беда, когда люди осознали всю её полноту, жизнь обрела для всех более чем глубинный смысл.
В военные годы положить на алтарь победы свою жизнь ради жизни потомков стало вполне естественным и даже обыденным явлением.
В то тяжёлое время Родина уподобилась любимой женщине, которой говорят: «Дай мне умереть за тебя».

Я всегда любила рассказы, повести о войне, о первых годах после неё, - небольшие, но ёмкие («Судьба человека» Михаила Шолохова, «Звездопад» Виктора Астафьева), но любимым стал рассказ Алексея Толстого «Русский характер» из цикла «Рассказы Ивана Сударева».
Темой этого рассказа А. Толстого послужил случай, о котором сообщил заместитель ответственного редактора газеты «Красная звезда» полковник А. Я. Карпов.
Это произведение получило наибольшее количество читательских откликов из всех рассказов и статей, написанных автором в годы войны.
Почему? Судите сами.
Егор Дрёмов – герой рассказа, был простым колхозником из села на Волге, а на фронте стал «богом войны», - как говорит о нём Иван Сударев, рассказчик этой истории:
- Как он бил немцев, я рассказывать не стану, хотя он и носит звёздочку и половина груди в орденах. Человек он простой, тихий, обыкновенный <…> Спрыгивает с брони на землю, <…> и непременно улыбнётся от душевной приязни.


Егор – человек строгих правил, как все русские крестьяне; человек, не привыкший афишировать свои чувства, но нежно любящий мать и свою невесту, которая «уж если сказала, что будет ждать, - дождётся, хотя бы он и вернулся на одной ноге».
О своих подвигах на ратном поле лейтенант тоже не любит рассказывать: «О таких делах вспоминать неохота!»
Об этих подвигах слушатели узнавали от экипажа его танка, Ваньки Лапшина, а также водителя Чувилёва.
Последний из них удивлял слушателей:
- Фашисты – кто куда… Бегут все к сараю. Товарищ лейтенант даёт мне команду: «А ну – двинь по сараю». На полном газу я на сарай и наехал <…> и проутюжил, - остальные руки вверх – и Гитлер капут...

Так этот «тихий и обыкновенный» человек мог принимать быстрые и мудрые решения во время боя, становясь в те минуты «богом войны».
Но, чтобы проверить его на стойкость, Судьба посылает ему ещё одно испытание: во время Курского побоища танк Егора был подбит, двое из экипажа были убиты, от второго снаряда танк загорелся.
Дрёмов потерял сознание, из горящей машины обгоревшего лейтенанта вытащил водитель Чувилёв. Ожоги Егора были столь сильными, что виднелись даже кости, а лицо стало навеки безобразным.
Увидев впервые своё лицо, Егор сказал: «Бывает хуже, с этим жить можно». Чтобы восстановить силы, Дрёмову был дан отпуск, и наш воин отправился домой.
Поглядев на мать в окно, он решил пожалеть старушку, назвался чужим именем. А, когда мать спросила, когда её сыну дадут отпуск, чтобы повидаться с родителями, солдат намекнул:
- Да вот приедет – может, и не узнаете.
Так, пробыв дома только день, Егор не решился сказать правды ни родителям, ни невесте Кате, которую лейтенант тоже видел. Заметив, что она испугалась его, молодой человек решил, что «эту занозу из сердца» придётся вынуть, забыть.
Вернувшись в полк, лейтенант был встречен с такой радостью, что у него «отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать».
На мой взгляд, это событие – потеря лица внешнего – ещё более украсило его лицо внутреннее, - совесть и честь, ещё более облагородило его душу.
Судьба вознаградила его за это: мать узнала в «уроде» своего мальчика, своего «касатика».
Никогда мне не забыть его второй встречи с матерью, с Катей, которые приехали к нему.
Когда же «красивая Катя» на его слова: «Вы того обещали ждать, а не этого», просит его: «Не отсылайте меня», - понимаешь, что даже в малом русский человек велик.
После таких простых слов невозможно не гордиться своим «русским званием»!
А. Городницкий писал: «Как просто умереть красиво, как нелегко красиво жить!»
На это способны немногие люди и только – с русским характером: «Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, и поднимается в нём великая сила – человеческая красота».
Мы вправе гордиться нашими предками, а также надеяться, что в нас живёт ещё это исконно-русское: «Ничего, мы сдюжим»…
0