На различных вязальных форумах часто можно встретить мнение, что самый сложный вид переплетения в вязальных машинах Silver Reed - это ложный ажур (панчлейз или панчлейс). Он же и самый красивый. Вязать его можно только по перфокарте или через вязальную программу - например Knitt Styler. Почему же возникают трудности? Разбору причин неудач и их исправлению посвящена эта статья.
Ну, во первых, разберем само переплетение ложного ажура. Оно состоит из двух нитей, заправленных в два нитевода, а ни в коем случае не вместе. Первая нить основы - толстая. Вторая нить рисунка - тонкая. Разница в толщине из моего опыта, может быть не менее 1 к 2. То есть вторая нитка в 2 сложения не должна быть толще первой, основной. Иначе рисунок будет не читаем. Заправляются толстая нить в нитевод 1, тонкая в нитевод 2.
Переплетение основывается на чулочной вязке. Лицевая сторона - лицевые петли, изнанка - изнаночные. Фон вяжут две нитки вместе, а узорные места провязывает только тонкая. Таким образом, получается узор, похожий в ручной вязке на ажурную технику накид+2 петли вместе, но гораздо более нежный, потому его и называют ложным. Вроде бы все просто, но в реальности непровязы, протяжки и сброс петель с краев вязания.
Разберем сначала непровязы. То есть, когда по рисунку положено игле вязальной машины захватить тонкую нить, а она захватывает обе. Есть один нюанс. Вы никогда не сможете нормально вязать ложный ажур на Silver Reed, если не будете его знать. Проблема в устройстве однофантурной каретки машины. Для удобства заправки там оставлена прорезь, которая позволяет вынимать нить из каретки в процессе вязания. Вот через нее-то и проваливается тонкая нить из своего нитевода в соседний, как бы ее не укладывать перед началом работы. Предусмотренная для предотвращения этого задвижка на каретке свою функцию не выполняет. Что особенно заметно на легком трикотаже. Например, в сочетании ниток 32/2 + катушечная швейная.
Выход один, точнее два - глобально закупорить эту прорезь или постоянно ее чем-нибудь перекрывать. После долгих и упорных экспериментов, я пришла к выводу, что для меня лучше глобальный подход. Просто заклеила ее пластырем и капнула сверху эпоксидной смолы (смотрите фото внизу). Затем подшлифовала края, чтобы нитка не цепляла. Минус тут такой - каждый раз, как надо заправить нитку в отверстие, пользуюсь крючком. Когда нужно ее сменить или вытащить из каретки в процессе работы, приходится отрезать. Зато ажур на Silver Reed пошел отлично.
Второй нехороший момент - сброс краев вязания или оставление протяжек из тонкой нити по краям. Если вы внимательно читали инструкцию к машине, то обратили внимание, что там описан способ предотвращения таких дефектов. Пройдусь по этой теме подробней.
Во первых, оттяжка в ложном ажуре по всей длине полотна важна только на первых десяти см вязки. Затем достаточно оттяжной гребенки и краевых грузов-крабиков, входящих в комплект с вязальной машиной. В центр вешать ничего не надо. Крабики хорошо перевешивать через каждые 7-10 см вверх, но не слишком близко к иглам.
Плотность вязания может быть любой, но вот натяжение нитей должно быть сильным и равномерным. Если тонкая нитка провисает, оберните ее вокруг стержня нитепритягивателя или проденьте через закрепленный на нитенаправителе поролон. Еще можно надеть на катушку сетку или чулок.
Далее, схема настройки однофантурной каретки Silver Reed : выбор узора - L; иглооттяжные рычаги - левый на 1, правый на 2; щетки вивинга - 0.
При вязке, когда каретка справа, выдвигают крайние иглы в положение D. Провязывают ряд справа на лево. Поскольку левый рычаг на 1, эти иглы не провязываются и на них образуются накиды нитки. Теперь провязывают справа на лево. При правом рычаге 2 крайние иглы провязываются. Затем повторяют: выдвинуть иглы, каретка влево, вправо, выдвинуть и тд.
Честно, такой способ не всегда предотвращает протяжки, но существенно уменьшает их количество. Взят он из официальной инструкции к Silver Reed. Из опыта думаю, все зависит от натяжения ниток. Повторю, оно должно быть сильным и равномерным.
Если все настроено и делается по вышеописанным правилам, сброса петель быть не должно. Возможно лишь редко на крайних петлях, если на них и перед ними приходится по рисунку тонкая нитка. И то, при слишком сильной или слабой оттяжки полотна. Вот такие хитрости. Надеюсь, эта статья вам пригодится при освоении новых горизонтов вязального творчества на вязальной машине Silver Reed.
Галина
Спасибо, что поделились этими секретами! Действительно, написано всё просто и доступно для понимания))
Жанна.
Спасибо огромное за статью, как раз вовремя, уже перфокарту достала. Очень содержательная и полезная статья. Написана просто и доходчиво.
Елека
Спасибо за информацию! Что поделились, ведь это очень важно для тех, кто только начинает ложный ажур. Намного легче прочитать у вас, чем осваивать и учиться на своих ошибках самой :)