Компас Ло-Пань используется в Фэн-шуй для создания геомантических таблиц. Уже само значение слов «ло» и «пань» – «все» и «плошка» – несет в себе идею чего-то всеобъемлющего, всеохватывающего, как полная до краев чаша. И действительно компас Ло-Пань часто называют вместилищем всех кругов и направлений. Круги на нем представлены в виде концентрических колец, количество которых на старинных компасах могло достигать 36. Современные компасы имеют несколько упрощенный вид и могут насчитывать всего 4 кольца, хотя существуют и более сложные модели, состоящие из 9 и более колец – вплоть до 17. Назначение каждого кольца заключается в изучении конкретного аспекта Фэн-шуй, но, как правило, они применяются для сбора данных о местах погребения.
На современном этапе практическое использование компаса зачастую связано с Фэн-шуй земельных участков и помещений. Например, чтобы получить сведения о садовом участке или жилом помещении и составить на их основе геомантическую таблицу, достаточно воспользоваться внешним кольцом с 24 направлениями. Так называют отметки, нанесенные по внешнему ободу данного кольца, число которых неизменно составляет 24.
Из древности до нас дошли не только знания о практической пользе компаса Ло-Пань: даосские мудрецы вкладывали в него и глубокий философский смысл. Даосское понимание структуры Вселенной нашло воплощение в трех кольцах: Круге двадцати четырех направлений, Круге Прежних Небес и Круге Последующих Небес.
Круг двадцати четырех направлений, или Горный круг
Данный круг символизирует Землю и проходящие сквозь нее потоки энергии. Энергия распределяется в мире неравномерно: она может накапливаться в одних местах, превращая пронизанное ею пространство в настоящий сгусток энергии, а может рассеиваться, порождая своего рода «энергетический вакуум», т.е. создавая энергетически ослабленные зоны. На этом и основан принцип действия Круга двадцати четырех направлений. С его помощью можно получить точное указание того места, где скапливается или застаивается энергия Ци, поэтому, как уже упоминалось выше, его часто используют при работе с разного рода помещениями, садовыми участками, а также элементами городской архитектуры и ландшафтами. Двадцать четыре направления круга: 4 основных и 4 промежуточных по 3 секции в каждом, – соотносятся с инь или ян.

Круг Прежних Небес (хэ ту), или прежденебесное ба-гуа

Круг Прежних Небес соответствует миру первоначального Дао и символизирует вечность, бесконечность, постоянство, воплощенные в неизменных законах бытия и порядке вещей во Вселенной. Энергия в таком понимании не имеет начала и конца, она существует вечно, вне времени и пространства, наполняя все вещи этого мира. В то же время, вечная энергия может быть использована для решения вполне земных задач путем направления ее на определенные потоки земной энергии.
Круг Прежних Небес представляет мир в единстве стран света. Познание порядка вещей во Вселенной происходит в момент совершения полного оборота по кругу, а значит, последовательного прохождения всех стран света, каждая из которых соотносится с каким-либо элементом материального мира. Небо (цянъ) обозначает юг, земля (кунь) – север, огонь (ли) – восток, а вода (кань) – запад. Промежуточные направления представлены триграммой гром (чжэнь) на северо-востоке, гора (гэнь) на северо-западе, водоем (дуй) на юго-востоке, ветер (сунь) на юго-западе. Ян при этом обозначается сплошной линией, инь – прерывистой. Соединение 3 сплошных и 3 прерывистых линий в каждой паре противоположных триграмм символизирует достижение гармонии и равновесия.
Процесс изменения инь и ян можно проследить, двигаясь по или против часовой стрелки. Перемещаясь от чжэнь на северо-востоке к цянъ на юге, можно наблюдать, как зарождается (северо-восток) и достигает своего апогея (юг) ян, о чем свидетельствуют 3 сплошные черты триграммы цянъ. Если в качестве отправной точки избрать сунь (юго-запад) и двигаться по направлению к кунь (север), можно проследить процесс возрастания инь вплоть до 3 прерывистых линий триграммы кунь.
Во всех этих перемещениях прослеживается определенная закономерность: усиление ян означает ослабление инь и наоборот. Эти изменения носят циклический характер, начало цикла совпадает с моментом зарождения одного в другом. Древняя мудрость так описывает этот процесс: "Когда цянъ встречает сунь, на небе появляется новая луна; когда кунь встречает чжэнь, мы видим рождение небес".
Круг Последующих Небес (ло шу), или посленебесное ба-гуа
В отличие от двух описанных выше кругов в Круге Последующих Небес управление энергией или ее использование невозможно, от нее можно лишь уклониться либо безоговорочно принять. Такая энергия существует внутри времени и пространства и характерна для изменчивого мира явлений.
Чтобы представить, как движется энергия и происходят перемены в мире явлений, необходимо совершить полный оборот по Кругу Последующих Небес. Стороны света описываются здесь с помощью того же набора элементов, но порядок их расположения отличен: югу соответствует огонь (ли), северу – вода (кань), востоку – гром (чжэнь), западу – водоем (дуй). Юго-запад олицетворяет земля (кунь), северо-запад – небо (цянъ), юго-восток – ветер (сунь), северо-восток – гора (гэнъ).
(0 голосов)